В список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО включены 1154 объекта, выдающихся мировых культурных и природных достопримечательностей, представляющих общечеловеческую ценность и требующих особой защиты. Есть важная и немаленькая цифра: 20% из них связаны с религиозной составляющей. Мечети, монастыри, синагоги и храмы представляют собой огромное наследие как материальное, так и духовное.
В этой связи сегодня в Казани состоялась конференция, посвященная объектам религиозного наследия в рамках Международного форума к 50-летию Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия.
Еще в 1972 году был принят один из самых эффективных и широко признанных международных актов ЮНЕСКО – Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия.
Спустя 50 лет ученые, историки, общественные и религиозные деятели со всего мира обсуждают вопросы сохранения и управления, межкультурного сотрудничества сохранения памятников мирового наследия религиозного значения и возрождения духовного наследия.
С приветственным словом к делегатам конференции «Объекты религиозного наследия» обратился муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин. Он отметил, что Кааба и древние религиозные храмы, сохранившиеся до наших дней, являются напоминанием о вере для многих людей по всему свету.
«Сегодняшняя конференция проходит в рамках 50-летия Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия. По этой дате можно было бы судить о довольно позднем формировании в обществе понимания необходимости сохранения памятников архитектуры. Но как видно из истории ислама, человек всегда стремился сохранять память о вере, потому что не знающий свое прошлое, не имеет будущего.
Сохранение религиозных памятников, есть фактор самопознания целых народов, в тленной аутентичности этих объектов люди сохраняют вечные ценности и очевидные свидетельства духовной культуры своего народа и своей страны. И наоборот, когда уничтожается культура народа, вместе с ней гибнут его традиции и знания, а это не дает ему двигаться вперед», – заявил муфтий Татарстана.
Также Камиль хазрат отметил, что в Татарстане есть два объекта ЮНЕСКО, относящихся к памятникам татаро-мусульманской культуры – это Казанский Кремль и Болгарский историко-археологический комплекс.
Воссоздание этих древних памятников вызывает среди широкой общественности большой интерес к истории ислама в России, а среди татарских мусульман – рост религиозного самосознания, желание приобщиться к исламской культуре своих предков, патриотические чувства и благодарность руководству республики и страны.
Упоминая в своей речи о Болгаре, муфтий отметил, что город имеет сакральное значение для татарского народа, потому что здесь произошло очень важное событие – принятие ислама нашими предками в качестве официальной религии, а исторические памятники с религиозной составляющей отражают дух страны, в которой они расположены.
«Казанский Кремль и Болгар также раскрывают для всего политического мира поликонфессиональную культуру России, которая является родиной для многочисленных народов разных вероисповеданий. Чрезвычайно важно и то, что они не просто мертвые памятники, а живые свидетельства этой реальной картины многообразия нашей страны, потому что стали местом притяжения для мусульман со всей России и исполнения религиозных практик», – подчеркнул Камиль хазрат Самигуллин.
В послании митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла участникам конференции, зачитанного секретарем Татарстанской митрополии иеромонахом Кириллом, говорится, что борьба с религией в советские годы нанесла существенный урон не только культурному наследию российского народа, но и его душе.
«Памятники религиозной культуры требовали и требуют особого пристального внимания и заботы, будучи огромной ценностью как для верующих людей, так и для всех, кто не равнодушен к родной истории, к традициям своего народа, наследию предков», – говорится в послании.
С историей казанской синагоги участников мероприятия ознакомил главный раввин Казани и Татарстана Ицхак Горелик. Религиозный служитель рассказал о том, как синагога стала центром духовного притяжения тысяч евреев, проживающих в Казани.
Горелик упомянул два важных события в жизни еврейского сообщества Казани. Это – решение вернуть данное здание еврейской общине в 1995 году и 100-летий юбилей постройки синагоги в 2015 году.
«Сегодня в Казани примерно 10 тысяч евреев, для них это сердце. Они приходят туда, не просто радуясь, а именно чувствуют, что у них было прошлое, это совершенно другой уровень отношения», – отметил религиозный деятель.
Доктор философских наук, профессор Нигинахон Шермухамедова, принимавшая также участие в конференции, отметила актуальность проводимого мероприятия.
Казань, как принимающая сторона, по ее словам, очень вдохновляет своим трепетным отношением к истории и ее сохранению.
«Я не перестаю передавать нашим узбекистанцам то, что я увидела здесь, наблюдая за историческими памятниками. Здесь высокий уровень патриотизма, высокий уровень возрождения культурных и национальных ценностей, имеющих глубокие корни. Мне кажется, будет очень правильно, если на государственном уровне Татарстана и Узбекистана будет обмен опытом между студентами, преподавателями, сообществом искусства, чтобы передавать друг другу наши исторические ценности. Сегодня природа является одним важным критерием сохранения жизни и, в этом отношении, все доклады, представленные в первый день, они были очень важны и научно обоснованы».
Профессор рассказала, что сегодня в Узбекистане ислам рассматривается как религия просвещения и на государственном уровне проводится ряд образовательных, просветительских программ, в том числе направленных на пресечение роста радикализма.
«Очень много в Узбекистане молодежи, желающих изучать арабский язык, люди хотят исследовать труды исламских ученых», – поделилась Нигинахон Шермухамедова.
Сессию докладов начал директор Международного Института Центральноазиатских исследований Воякин Дмитрий Алексеевич. Его красочная работа, с использованием новейших технологий, была посвящена теме «Мечети и минареты Центральной Азии: от национальной инициативы к межрегиональному сотрудничеству». Данная работа эксперта неразрывно связана с изучением Великого шелкового пути.
Дмитрий Воякин рассказал, что культурное пространство Центральной Азии обладает уникальным потенциалом для создания транснациональной номинации в ЮНЕСКО «Мечети и минареты Центральной Азии».
«Мы пришли к выводу, что культурное пространство Центральной Азии, в частности, микрорегиона Южного Казахстана, обладает высоким потенциалом универсальной ценности для того, чтобы их объекты грамотно собрать в одну номинацию «Мечети и минареты Центральной Азии» и принести для обсуждения в общественность. Мы надеемся на положительное рассмотрение и включение их в качестве претендентов в Список ЮНЕСКО», – сказал Дмитрий Воякин.
Также в рамках работы конференции прозвучали доклады на такие темы как «Памятники религиозной архитектуры и религиозная жизнь», «Древние цивилизации Ирака и двусторонние отношения с Российской Федерацией», «Межкультурный диалог о сохранении памятников мирового наследия религиозного значения», «Объекты всемирного наследия в Мали: сохранение и управление», «Объекты Всемирного наследия с религиозной составляющей, проблемы и пути сохранения», «Арабы-мусульмане и кочевники-тюрки: столкновение и синтез культур на Южном Кавказе и в Центральной Азии в первые века после арабского завоевания», «Памятники культурного наследия мусульман России в области исламских наук», «Древний Болгар – объект мусульманского сакрального пространства: опыт сохранения и музеефикации» и другие.
Работа конференции продолжится завтра.