Миляуша Айтуганова: «КМФМК – толерантный, нравственный фестиваль»

В Казани в начале сентября состоится XIX Казанский международный фестиваль мусульманского кино, который соберет зрителей для показа 112 кинолент конкурсной и внеконкурсной программ со всего мира. 

По словам организаторов, в этом году на КМФМК-2023 поступили заявки из Греции, Латвии, Франции, Австралии, США, Канады, Бразилии и других стран. Также свои заявки подали и развивающиеся страны. Среди членов звездного жюри этого года – известные кинематографисты, кинокритики и актеры из Сенегала, Туниса, Грузии, Египта, Китая, Марокко, Азербайджана, Саудовской Аравии, Турции.

Каким будет кинофестиваль? Что мусульманского ждет зрителей: какие фильмы об исламе отобраны, что нового происходит в мусульманской киноиндустрии? Об этом мы поговорили с директором ГБУК РТ «Татаркино» Миляушой Айтугановой.  

– Ассалам алейкум, Миляуша ханум! В этом году в Казани с 5-9 сентября пройдет фестиваль мусульманского кино международного масштаба. Расскажите, чем мусульманский кинематограф отличается от мирового?

– В этом году на фестиваль поступило 712 заявок из 44 стран мира. Весь кинематограф, который создается в исламском мире, он никак не может быть оторван от мира, и это неотъемлемая часть мирового кинематографа.

Конечно, есть особенности съемки, особенности сюжета, особенности тематик, но говоря о художественной значимости, о выразительных средствах, то здесь все режиссеры работают, используя все возможные на сегодняшний день технологические новинки.

Несомненно, в исламе есть запреты, но мы не позиционируем этот фестиваль только как религиозный, а исходя из нашего девиза фестиваля, это кинофорум, который собирает людей, режиссеров, кинематографистов со всего мира, работающих по особому нравственному закону: то есть все фильмы соответствуют по сути Священным писаниям, которые есть вообще в мире. Я не могу сказать, например, что те заповеди, которые написаны в Коране, очень сильно отличаются от заповедей, которые написаны в Торе, Библии. По сути дела, это толерантный, нравственный фестиваль. Именно поэтому исключаются такие темы как насилие, экстремизм, призывы к войне, агрессия, секс. По тематике все эти фильмы соответствуют главным ценностям человеческого бытия.

Рекомендую всем посмотреть зарубежные картины конкурсной программы, чтобы понять, как сегодня развивается кинематограф в мире.

– В исламе есть множество запретов, касающихся аурата (внешнего вида) человека, нельзя показывать кадры интимного характера и т.д. Какие фильмы Вы бы отнесли к категории мусульманских в КМФМК-2023?  

– Нет такого понятия мусульманское кино, по сути дела. Название фестиваля исходит из того, что Республика Татарстан является центром традиционного ислама в России, также как например и Чечня, но все-таки ислам пришел на эти земли и символично, что такой фестиваль 19 лет назад был учрежден муфтием РФ, президентом РТ в то время Минтимером Шаймиевым как признание того, что территориально Татарстан является центром ислама в России и у него, конечно, есть своя ниша.

Для нас фестиваль является окном в Исламский мир, а для Исламского мира – Россия является, как раз через Казань, местом, где можно показывать свои фильмы, потому что очень многие исламские страны не могут демонстрировать свои фильмы больше нигде, кроме фестивалей в Казани.

Я думаю, что ситуация будет меняться, поскольку в связи с отсутствием голливудских фильмов, дистрибьюторы как раз сейчас выбирают кинематографические направления для большого проката.  Одна из таких стран – Иран, где и фильмы снимаются как подобает исламской стране со всеми канонами, также Турция в центре внимания российских дистрибьюторов.

– Предусмотрена большая внеконкурсная программа из 60 фильмов, включающая в том числе программу «Россия – Исламский мир», в которой вручается спецприз в 300 тысяч рублей. В чем цель этого приза? 

– Здесь очень большая внеконкурсная программа. Есть специальная программа «Россия-Исламский мир», ее учредила Группа стратегического видения «Россия-Исламский мир». В рамках программы зрители смогут увидеть картины, выпущенные в странах Организации исламского сотрудничества, которые рассказывают о многообразии культур, знакомят с традициями и обычаями представителей других стран.

В этом году разыгрывается специальный приз в 300 тысяч рублей, лучший фильм отберет жюри. 

– Чем будут ознаменованы Дни турецкого кино? И представили ли китайцы мусульманские картины?

– Каждый год мы плотно работаем с турецкими кинематографистами. В этом году дни Турецкого кино посвящены 100-летию Турции, поэтому подборку лучших турецких кинематографистов предложило консульство страны.

В китайских кинокартинах, конечно нет тем, связанных с исламом, но поскольку Дни Китайского кино проходят в рамках большого экономического форума "Россия-Китай", это очень важно для страны, во внеконкурсной программе это допустимо.

– Известно, то Минкультуры РТ планирует поддержать создание 9 фильмов на общую сумму 7 млн рублей. На создание тематик каких фильмов они будут направлены? 

– Минкультуры РТ в этом году в рамках нашего фестиваля проводит питчинг проектов: как международных, так и фильмов, которые хотят сниматься в Татарстане. Там жестких требований, о том, что должна сниматься мусульманская тематика нет. План достаточно обширный, это и великие личности татарского народа, знаменательные места РТ, документальные фильмы, посвященные общечеловеческим ценностям.

Отмечу также, что в этом году татарстанские фильмы попали во все конкурсные программы кинофестиваля. 

– В этом году вы решили объединить образы разных национальных культур в проекте «Код дракона». Чем он примечателен и на что направлен?

– Международный фестиваль представит отдельную детскую программу «Код дракона». Это очень интересный международный проект, который получил грант от Фонда культурных инициатив, туда Татарстан вошел как один из регионов. Там представлен в том числе и якутский кинематограф, кинематограф из Санкт-Петербурга, Бурятии и др. 

Мы предложили мультфильм Сергея Киатрова "Стрела наследия", где есть образ дракона. Дракон – символ Казани и участие в этом конкурсе еще раз обозначает принадлежность нашего города к этом образу. Программа проекта "Код дракона" собрала разные мультфильмы и фильмы для детей, которые содержат этот образ, в том числе в детских показах есть якутская картина, и казахстанская.

Примечательно то, что проект использует такие образы, которые являются для детской аудитории ключевыми. Отмечу, что показы будут бесплатные и доступны в кинотеатре «Мир» по предварительной регистрации на его сайте.

– Какие совместные кинопроекты сегодня Татарстан ведет с другими странами?

– Татарстан сегодня ведет переговоры с Турцией по поводу совместного проекта по произведению Махмуда Галяу "Мөһаҗирләр"/ "Мухаджиры". У нас уже есть снятый учебный фильм, на данный момент ведутся переговоры с турецкими кинематографистами о создании большего исторического фильма о татарах, которые вынуждены были переселиться и уехать в Турцию. Также сейчас в проработке находится очень неплохой фильм, совместный с Узбекистаном, посвящен он нашему общественному и религиозному деятелю, философу Шигабутдину Марджани.

В рамках шорт-листа копродукция Татарстана заявлена с такими странами как: Кыргызстан, Турция, Египет, Узбекистан, ОАЭ, Индия, Иран, Марокко, Китай, Казахстан. Представлены регионы России: Татарстан, Сахалин и Сахалинская область, Калининградская и Мурманская области, Республика Крым, Ставропольский край, Кабардино-Балкарская Республика, Новосибирская область, а также Донецкая и Луганская Народные Республики.

Отмечу, что в основном фокус внимания кинематографистов направлен на социальный аспект жизни. Поднимаются вечные темы: противостояние добра и зла, проблемы отцов и детей, кризис одиночества, моральный и нравственный выбор, преступление и искупление грехов. Несколько сценариев затрагивают жизнь людей с ОВЗ, а также буллинг и скулшутинг.

– Расскажите о звездном состав жюри этого года.

Жюри XIX Казанского международного фестиваля мусульманского кино состоит из кинематографистов, известных в исламских странах. Именно они скоро отберет лучшие картины сегодняшних дней. Председателем международного жюри стал представитель Сенегала Мусса Туре, на счету которого более 50 художественных и документальных картин. Он также известен как общественный деятель. В состав международного жюри КМФМК-2023 также вошли режиссер Мухтар Ладжими из Туниса, известный турецкий актер Ренан Билек, грузинский киновед, кинокритик Дали Окропиридзе, кинокритик, сценарист, автор более двух десятков книг в области кинокритики и сценаристики, автор романов, коротких рассказов из Египта Валид Сейф.

Кроме того, в составе жюри: генеральный секретарь Ассоциации нового кино Франции и Китая, глава жюри Пекинского международного фестиваля детского кино Ли Джи (Китай), а также представляющий Марокко член нескольких научных и культурных гражданских сообществ, киновед, доктор Бушаиб Эль Мессауди, азербайджанский режиссер и продюсер Фариз Ахмедов, директор Саудовского кинофестиваля, режиссер и актер, генеральный директор компании Rowad Media, специализирующейся на производстве и дистрибьюции фильмов, Мамдух Салем.

Казанский международный фестиваль мусульманского кино  ведет свою историю с 2005 года. 

Отметим, что в этом году впервые в рамках КМФМК организуются показы под открытым небом на территории Кремля. Подробнее ознакомиться с расписанием XIX Казанского международного фестиваля мусульманского кино можно здесь.

Стали известны подробности церемонии открытия КМФМК-2023

12+

Социальные комментарии Cackle