Фото: Ислам-тудей
Сегодня, как и 100 лет назад, брак самый ответственный шаг в жизни человека. Вступление в брак — создание семьи — считалось у татар не только священной обязанностью, но и необходимым условием праведной, богатой, счастливой жизни.
Фото: Ислам-тудей
Татарские национальные ювелирные украшения: хаситэ, чулпы, воротниковые застежки, браслеты; изделия из кожи — ичиги, панно, подушки; приданое — образцы ткачества и золотошвейной вышивки, фотографии, традиционные костюмы свах, молодоженов и многое другое из семейных и свадебных традиций татар на рубеже XIX-XX веков предствили в эти дни в галерее «Хазинэ» на выставке «Нәсел. Нигез. Йола»/«Род. Отчий дом. Обычай».
Фото: Ислам-тудей
В экспозиции представлены работы из фондов Музея изобразительных искусств республики, Отдела рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н. И. Лобачевского Казанского федерального университета, собрания Татарского государственного академического театра им. Г. Камала и частных коллекций.
Фото: Ислам-тудей
Идея выставки состоит в том, чтобы показать атмосферу, среду татарской семьи на рубеже XIX-XX веков, раскрыть некоторые особенности татарского свадебного обрядового комплекса, а также найти узлы-традиции, связывающие наше прошлое, настоящее и будущее.
Фото: Ислам-тудей
«Эта выставка продолжает плеяду мероприятий, посвященных Году семьи в Татарстане. Учитывая, как много событий, посвященных этой теме, уже прошло, экспозиция показывает, насколько многогранна тема семьи. Вглядитесь в предметы. Они доказывают, что искусство рукоделия, вышивки, кожаной мозаики бережно хранилось и передавалось из поколения в поколение вплоть до сегодняшнего дня. Я надеюсь, что молодые талантливые ребята подхватят традицию, переосмыслят и вдохнут в нее новую жизнь», — рассказала председатель Общественной палаты РТ Зиля Валеева.
Фото: Ислам-тудей
Век назад завидной невестой считалась та, которая была здоровой, образованной, воспитанной, хозяйственной, трудолюбивой: убирала дом, готовила пищу, ухаживала за детьми и пожилыми, приносила домой воды с ручья или колодца, справлялась с домашним скотом, вышивала, вязала, пряла, ткала, шила одежду и т.д.
Фото: Ислам-тудей
Завидным женихом был тот, кто обладал отличным физическим здоровьем и умел строить дом, собирать урожай на своей земле, заготавливать дрова на зиму, ухаживать за домашней живностью.
Фото: Ислам-тудей
В те времена молодые находили себе пару во время полевых работ или на праздниках, посиделках. Так как встреча наедине считалась грехом (харам), парни и девушки активно переписывались, а свои письма украшали богатым орнаментом.
Фото: Ислам-тудей
Были семьи, где пару подбирали родители, а дети подчинялись их решению. Обычно девушки выходили замуж примерно в 20 лет, а юноши женились в 25-30 лет. Для жениха считалось позором жить в доме у молодой жены.
Фото: Ислам-тудей
Жили большой семьей: отец жениха, глава семьи, — главный и единственный собственник всего имущества, он решал все вопросы по своему усмотрению; его супруга — мама жениха — пользовалась уважением и обладала большим авторитетом, но не властью. С ними жила молодая семья и их дети. Как правило, три поколения в одном доме. На почетном месте в доме всегда был Коран.
Фото: Ислам-тудей
Обращались друг к другу не по имени, а с помощью звательных форм — терминов родства: обращение к мужу - атасы (отец детей), к жене — анасы (мать детей). Жили дружно, любили и уважали друг друга и воспитывали детей.Фото: Ислам-тудей
Выставка «Носел. Нигез. Йола» состоит из двух разделов. В первом разделе раскрываются особенности подготовительного этапа к свадьбе (сватовство, помолвка, обмен подарками, подготовка приданого), во втором — самого торжества, праздника.
Фото: Ислам-тудей
Выставка является частью проекта «Кладези народного творения» и проводится в рамках гранта Республики Татарстан на развитие гражданского общества.
Выставка продлится по 15 сентября 2024 года. Желающие смогут во время работы выставки послушать лекции о декоративно-прикладном искусстве татар, принять участие в мастер-классах от ткачества и лоскутного шитья до создания кукол и керамических игрушек и круглых столах.
А пока казанцы и гости города будут любоваться выставкой и перенимать опыт мастеров, экспедиционная группа проекта посетит девять районов Татарстана: Апастовский, Буинский, Дрожжановский, Сабинский, Балтасинский, Атнинский, Актанышский, Муслюмовский, Елабужский.
Они надеются отыскать и собрать народные промыслы татар республики, перенять технику, чтобы глубже изучить традиционную культуру народа. Собранные материалы послужат базой для возрождения традиций промыслов и развитию внутреннего туризма Татарстана.
Фото: Ислам-тудей
Как избегать разногласий в семье?
Ислам Амиров