Фото: elements.envato.com, автор: pawopa3336
В доисламский период арабы жили племенами, состоящими из людей одного рода, близких по крови и родству. Наименьшей составной частью племени была семья.
По традициям того времени, мужчина мог жениться на любой женщине. Брачные отношения имели разные формы. Кроме известной и распространенной формы брака – «никах», заключался временный брак – «мута», и совершался обмен женщинами, называемый «никах бадал», а также заключался брак «никах шигар», когда два человека отдают своих дочерей замуж друг за друга и ничего не дают им в качестве брачного дара – махра.
Фото: Samuel Ponce/ shutterstock.com
По традиции, дочерей выдавали замуж в раннем возрасте. Женщин принимали в семью мужа только после рождения ребенка. Поэтому, если женщина умирала до рождения ребенка, никто не выражал соболезнования ее мужу.
Если на женщину, не родившую ребенка, по той или иной причине налагалось взыскание за нанесенный ею вред, называемое «дият», то его выплачивал не муж, а племя, из которого она происходила.
Как арабы повлияли на формирование музыкального вкуса и традиций Европы
Был распространен развод, и при этом право на развод принадлежало мужчине. Но некоторые женщины могли потребовать права на развод. Чтобы снова выйти замуж, женщина должна была выждать около года после развода.
Фото: dieddin / shutterstock.com
Родившийся мальчик был предметом гордости семьи, в то время как девочки, как сообщает Коран, не имели никакой ценности, их даже могли живьем закопать в землю (Таквир, 8-9). Иногда детей убивали из-за страха перед бедностью. Именно на это указывает аят:
«Не убивайте своих детей, опасаясь нищеты...» (Исра, 17/31).
В доисламский период одним из широко распространенных обычаев у арабов, имеющим отношение к семье, было усыновление. Усыновленный ребенок, становился обладателем таких же прав, что и остальные члены семьи.
Фото: WWWoronin / shutterstock.com
До прихода ислама арабы жили как в городах, так и в пустынях. Бедуины жили в пустыне в заботах о том, как обеспечить себя и свой домашний скот водой и питанием. А городские жители жили в городах и окрестных селах, занимались земледелием, торговлей и ремесленничеством. Но, несмотря на существующую между ними разницу, и тем, и другим был свойственен племенной образ жизни.
Авторитет племени складывался благодаря родственным связям по мужской линии, но при этом племя не было изолировано от внешнего мира. Иногда родственные связи формировались в результате «хильф» (договор), «дживар» (гарантия защиты), «вала» (покровительство).
Фото: ahmad.faizal / shutterstock.com
Если один из членов племени покидал его или изгонялся, то при переходе в другое племя он получал в нем покровительство и становился его членом. Такого человека называли «халиф».
Человека, находящегося под официальной защитой, называли «джар». Если раб, попавший в плен или купленный на рынке, получал вольную, то между освободившим его племенем и им заключалось соглашение, и он становился «мавля» этого племени. Халиф, джар или мавля имели статус наравне с другими членами племени, которых объединяло кровное родство.
Арабская кухня: что едят в Саудовской Аравии? (Фото)
Так как племя представляло собой общественную структуру, включающую и дальних родственников, то имело ряд своих особенностей. Это сообщество состояло из групп родственников, связанных разной степенью родства. Например, ибн Хашим, ибн Зухра, ибн Муталлиб.
Фото: Teo Tarras/ shutterstock.com
Племя играло важную роль в процессе социальной жизни. Например, заявления о превосходстве того или иного племени становились причиной возникновения вражды и начала вооруженных столкновений. Другой частой причиной возникновения конфликтов становились различные жизненные проблемы.
В основу отношений племени был заложен принцип «асабия». Это постоянная готовность встать на защиту родственников по линии отца или соплеменников, причем, не имело значения: правы они или нет. Таким образом, необходимость выживания в условиях пустыни диктует членам племени быть сплоченными между собой.
Если чужой убьет одного из соплеменников, то все племя приходит в готовность и месть становится делом чести. Хотя в некоторых случаях конфликт решался посредством материальной компенсации, но чаще бытовавшие тогда обычаи требовали «ока за око», и кровная месть длилась
годами.
Фото: Steve Barze / shutterstock.com
Каждый член племени, имея как личную, так и общественную ответственность за семью, к которой он принадлежал, был обязан поддерживать интересы и защищать честь семьи, выполнять свои обязанности и защищать соплеменников от нападения врагов. Из этого следовало, что, неважно является ли соплеменник или родственник пострадавшим или виноватым, в любом случае все обязаны защищать его.
Племена выбирали себе вождя. Выбор основывался на каких-либо личных качествах человека или его материальной состоятельности.
Фото: Hyserb / shutterstock.com
В доисламский период арабы по своему социальному положению делились на три группы: свободные, рабы и «мавали». Свободные люди обладали одинаковыми правами с остальными членами племени. Вместе с тем, что состоятельные люди, прорицатели, поэты, прославленные воины имели более привилегированное положение в обществе, но при переселении, военных действиях они находились на общих условиях со всеми.
Рабы составляли класс, лишенный достоинства и каких-либо прав, присущих свободным людям. Это были люди, которые попали в плен во время военных действий или были куплены на невольничьем рынке.
Фото: AFZAL KHAN MAHEEN / shutterstock.com
Как в средневековой Европе относились к чистоте и гигиене мусульман?
Женщин-невольниц называли «джария». Рабы и рабыни использовались на различных работах. В доисламский период рабов и рабынь продавали, передавали по наследству или дарили, подобно вещам. Владелец относился к рабам и рабыням, как ему вздумается, и не нес за это никакой ответственности. Дети, рожденные невольницами, также считались невольниками. Но отец ребенка по своему желанию мог принять ребенка в члены своей семьи.
«Мавали» – множественная форма слова «мавля», как было сказано выше, это средний класс между рабами и свободными людьми. Они происходили из рабов, получивших свободу. Если владелец освобождал раба, он становился членом этого племени и обретал статус родства. Мавали нельзя было ни продавать, ни покупать, как рабов. Но при этом они были ограничены в некоторых правах. Например, они не могли жениться на свободной женщине или девушке.
Фото: H1N1 / shutterstock.com
Из книги «Наш Пророк ﷺ»