Попов Владимир Александрович. 2011-2012 год. Триптих "Свидетельство Богу": "Аллах велик", "Басмалла", "Спешите к благому делу".
Есть один уникальный вид искусства, который практикуется по сей день. Речь идет о каллиграфии.
Каллиграфия занимает важное место в исламском искусстве, поскольку использовалась в процессе копирования самых ценных страниц священной книги для мусульман – Корана.
В 2017 году был учрежден Всемирный день каллиграфии. С того времени, каждая первая среда августа отмечается день, посвященный искусству письма. Впервые в Республике Татарстан в Национальной художественной галерее ГМИИ РТ состоялось открытие выставки каллиграфического искусства, приуроченной к этой дате.
На обозрения ценителей каллиграфии представлены арабо-графические произведения, среди которых работы титанов каллиграфии Баки Урманче и Наджипа Наккаша, современных авторов – Владимира Попова, Ришата Саляхутдинова, Альфии Исхаковой, Розы Хузиной, Гульназ Исмагиловой, а также ученики Центра арабской каллиграфии и исламских искусств Казанского исламского университета (РИУ) Алсу Насыбуллова, Артура Писаренко и Анна Хамидуллина во главе с профессиональным преподавателем каллиграфии, получившим «иджазу» (официальное право на преподавание арабской каллиграфии) в Турции Рамилем Насыбулловым.
Начало работы по созданию рукописного Корана предваряло расширенное заседание республиканского оргкомитета в столице Татарстана 12 января 2022 года. В присутствии лидеров российских мусульман в мечети «Кул-Шариф» молодой каллиграф Артур Писаренко начертал на холсте первую суру Корана - «Аль-Фатиха»
Писаренко А. Разработка и чертеж. Классический стиль Джали Сульс.
Писаренко А. Насх и Та Лим.
У каждого мастера – свой индивидуальный и узнаваемый стиль. Индивидуальная каллиграфия — все это примеры оригинального дизайна логотипа, написанного от руки.
Среди каллиграфии на кириллице представлены работы каллиграфа Владислава Баранова.
В.И. Баранов Ангелы. 2018 г.
В.Г. Баранов. Молитва старцев. 2022 г.
В.Г. Баранов. История пророка Иона. 2022 г.
Зрителю также представили печатную продукцию, которая также тесно связана с каллиграфией. Это старинные арабо-графические книги из фондов Научной библиотеки им.Н.И.Лобачевского КФУ, китайские печатные гравюры, хранящиеся в фондах ГМИИ РТ.
В середине и второй половине 1920-х годов в Казани появляется целая плеяда профессиональных художников-графиков из татар. Ф. Тагиров, Д. Красильников, Ш. Мухамеджанов, М. Каримов и др.
Их деятельностью обусловлен расцвет татарской книжной и газетно-журнальной графики второй половины 1920-х годов, в которой наряду с традиционным для дореволюционной татарской книги орнаментально-шрифтовым оформлением формируются новые направления.
А.Р. Исхакова. Шамаиль "Столпы нации". 2023 г.
Г.И. Исмагилова. Шамаиль "сура "ар-Рахман". 2021
Г.И. Исмагилова. Шамаиль "сура "аль-Ихлас", "Аль-Фаляк", "Ан-Нас". 2023 г.
Обложки журналов «Азат хатын» печатались в цвете – в 2 или 3 краски. На всех обложках А. Коробкова изображает татарскую женщину – за работой, на отдыхе, читающую газету, митингующую... При всем внимании к деталям и точности их изображения, свойственных женщине-художнице, здесь достигнута та степень обобщения, которая превращает натурный рисунок в образ.
Органичное сочетание до определенной степени стилизованного рисунка и рубленого шрифта надписи (по-видимому, инициированного совместной с Ф. Тагировым работой) создает обложку нового типа, отражающую дух своего времени и адекватно раскрывающую название журнала.
Коробкова А.Н. Эскизы обложки журнала "Азат хатын". 1926-1927 гг.
Коробкова А.Н. Эскизы обложки журнала "Азат хатын". 1927 гг.
Д.Н. Красильников. Эскиз обложки журнала "Магариф". 1927 г.
Выступая на открытии выставки с приветствием генеральный консул Республики Узбекистан в Казани Фариддин Насриев отметил, что искусство книгописания всегда занимало особое место в жизни среднеазиатских регионов, а в Узбекистане действовали знаменитые каллиграфические школы.
«Каллиграфия и сегодня относится к числу важных ремесел и искусств в республике Узбекистан. В Ташкенте организована мастерская лаборатория по изучению древнего каллиграфического искусства», – рассказал Насриев.
Заместитель министра культуры РТ Ленар Саетзянович Хакимзянов заявил, что каллиграфия для него – это загадочное искусство, а каллиграфы вызывали восхищение.
Директор государственного музея изобразительных искусств РТ Нургалеева Розалия Миргалимовна обозначила, что реализация музея каллиграфии – это та задача, которая теперь стоит перед общественностью.
«Нам нужен музей, галерея, чтобы современные художники показывали свои работы и были востребованы. Эта группа людей – она уникальна», – поделилась Розалия Миргалимовна.
«Имеющаяся у нас арабографическая коллекция рукописей – самая крупная в России – это огромная сокровищница. Открываешь рукопись и замираешь от восторга, наблюдая как писали наши предки, как они создавали и оставляли нам свое наследие», – рассказал заместитель директора Научной библиотеки имени Лобачевского КФУ Амерханова Эльмира Исхаковна.
На выставке впервые продемонстрирован уникальный рукописный лист священной Торы в исполнении Арона Давидовича Эйдинова (1891-1965). Редкий экспонат представил его внук – заслуженный художник России Эйдинов Григорий Львович. Он рассказал трогательную историю написания дедом страницы священного писания.
Арон Эйдинов жил в Казани, работал разнорабочим и параллельно занимался таким творчеством. В 1952 году он был репрессирован за свои труды и помещен в тюрьму под Кремлем. Теперь его работа выставлена на всеобщее обозрение в самом Кремле.
«Он в самых своих больших фантазиях не мог представить, что эта его вещь будет представлена на такой потрясающей выставке в ряду шедевров», – говорит внук каллиграфа.
После смерти Сталина, по словам внука, его выпускают из тюрьмы, и за 6 лет до смерти его парализует, к сожалению, рабочей остается только одна – правая рука. По словам Григория Львовича, его бабушка помогала привязывать деда к стулу полотенцем и он писал свои работы одной рукой.
Принял участие в выставке и титан каллиграфии, который возродил и поднял на новый уровень давно забытый жанр арабской каллиграфии – тугра Наджип Наккаш.
«Каллиграфия – многовековое искусство, берущее истоки со времен Волжской Булгарии. Это – искусство, которое процветало в Золотой Орде, Казанском ханстве, Российской империи, было приговорено к исчезновению, но возродилось прекрасным цветком», – говорит Наккаш.
«Каллиграфия учит особому отношению к слову, учит терпению и особому отношению к мелочам. Сила этого искусства объединяет людей. Искусство каллиграфии и печатного слова служит символическим мостом между прошлым и настоящим, мощным средством, объединившим людей различных конфессий и наций», – заключил член союза художников России Шамсутов Рустем Ильшатович.
Ясмин Нуриева