Достохвальный Коран высказывает особое уважение к другим монотеистическим религиям, что является исключительным примером в истории религий. Иудеи («яхуди») и христиане («насара», «масихи») называются также словосочетанием: «ахль уль-Китаб», т.е. «люди Писания (Книги, Послания)». К «людям Писания» должно быть дружелюбное отношение.
Мусульманам предписано верить во все священные Писания и посланников Аллаха, и без этого их у них не будет истинной веры в Аллаха:
«Скажите: Веруем мы в Аллаха и в то, что ниспослано было Аврааму, Исмаилу, Исааку, Иакову и потомкам их, в то, что даровано было Моисею и Иисусу и что даровано было пророкам Господом их. Не проводим мы никакого различия между ними и предаемся Ему» (Коран, 2:136).
Коран разрешает мусульманам самые тесные контакты с «людьми Писания»:
«Дозволена вам пища людей Писания, а ваша пища дозволена им. Дозволены вам для женитьбы женщины целомудренные из уверовавших и женщины целомудренные из числа тех, кому до вас даровано было Писание» (Коран, 5:5).
Аллах разрешает мусульманам жениться на христианках и иудейках без того, чтобы они меняли свою веру.
Аллах защищает места поклонения мусульман, иудеев и христиан: «И если бы Аллах не отражал одних людей другими, то были б снесены монастыри и церкви, синагоги и мечети, в которых имя Бога поминается. Аллах, поистине, поможет тем, кто правдой Ему служит» (Коран, 22:40).
«Несомненно, убедишься ты, что больше всех дружелюбны к уверовавшим те, кто говорит: “Воистину, христиане мы”. Это потому, что среди них есть ученые и монахи, и потому, что они не горды» (Коран, 5:82).
Пророк (мир с ним и благословение Аллаха) носил подаренные представителями других религий одежды. «Разместив прибывших из Эфиопии гостей-христиан в своей мечети, Пророк сказал: «Они с уважением относились к нашим сподвижникам. Мне хочется самому проявить к ним почтение», и лично ухаживал за ними».
Кроме того, он разместил в своей мечети группу христиан из Наджрана и разрешил им молиться там. После смерти Посланника Аллаха его мирную и добрососедскую политику в отношении представителей других религий продолжили и последующие руководители исламского государства. Так, прибыв в Байт-уль-Макдис (Иерусалим), халиф Умар заключил соглашение с местным христианским населением, приняв его условия.
Патриарх христиан предложил Умару совершить послеполуденный намаз в главной местной церкви. Но Умар не стал там молиться, сказав: «Если я сделаю это, другие мусульмане будут говорить: «Мы будем совершать намаз там, где совершал Умар», и будут беспокоить вас».
В исламских странах, в которых правильно понимался шариат, люди назначались на высокие должности не по их принадлежности к той или иной религии или мазхабу, а исходя из их личных способностей, уровня исполнения обязанностей и профессионализма.
Собрав в своей академии ученых, представлявших разные религии и мазхабы, халиф Маъмун сказал им: «Обсуждайте любые научные вопросы, но во избежание разобщенности не приводите аргументы из священных Писаний своих религий».
Во время присоединения к халифату новых территорий, на которых жили представители других религий, мусульмане не уничтожали храмы, а строили рядом с ними мечети, дабы дать людям возможность религиозного выбора.
Позже, в период Кордовского Халифата, именно в мусульманской Испании находили приют и безопасное убежище преследуемые в Европе евреи. И иудеи, и христиане имели свои суверенные суды для разрешения конфликтов внутри своих общин.
Социальная доктрина российских мусульман
Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!