«Господь твой не оставил тебя»: что стало причиной ниспослания этого аята?
وَمَا نَتَنَزَّلُ إِلَّا بِأَمْرِ رَبِّكَ لَهُ مَا بَيْنَ أَيْدِينَا وَمَا خَلْفَنَا وَمَا بَيْنَ ذَلِكَ وَمَا كَانَ رَبُّكَ نَسِيًّا
«[Ангелы сказали:] «Мы спускаемся лишь по приказу твоего Господа. Ему принадлежит все, что перед нами [вечная жизнь], и все, что позади нас [этот мир], а также все, что между ними [все, что существует от сотворения мира до его конца]. Господь твой не оставил тебя» (Марьям, 64).
В риваяте говорится, что однажды мекканцы отправили в Медину пятерых человек, с целью узнать у мединских иудеев, содержатся ли в их писаниях какие-нибудь упоминания о Мухаммаде ﷺ.
Когда эти пятеро прибыли в Медину и спросили о Мухаммаде ﷺ у христиан, те сказали, что ничего о таком пророке не слышали. Тогда они отправились к иудеям и спросили о Мухаммаде ﷺ у них, на что те сказали: «Да, мы находим упоминания о нем в своих книгах, и скоро он должен появиться. Мы спросили Рахмана из Ямамы (Мусайляму аль-Каззаба) о трех вещах, которые настоящий пророк должен знать наверняка, но тот не знал на них ответа. Спросите о них Мухаммада ﷺ, и если он даст правильный ответ, хотя бы на два из этих вопросов, – знайте, что он тот самый пророк, и последуйте за ним. Спросите его об уснувших в пещере на долгие годы юношах, о Зуль Карнейне, и о природе души».
Золотое поколение ислама: кто такие суфии?
Вернувшись в Мекку, эти пятеро прямиком направились к Посланнику Аллаха ﷺ и задали ему вопросы, которым их научили иудеи. Поскольку ответов на эти вопросы у Посланника Аллаха ﷺ не было, он заявил, что ответит на них позже, забыв, однако, сказать при этом «иншаАллах» – «если того пожелает Аллах».
Прошло 40, а по другим риваятам, – 15 дней, но откровений не было. Ситуация становилась для Пророка ﷺ всё более удручающей, и даже многобожники стали говорить: «Господь Мухаммада оставил его!»
И когда Джабраиль (а.с.), наконец, явился, Посланник Аллаха ﷺ сказал ему: «Ты настолько запоздал, что мы уже стали думать неладное и скучать!»
Фото: Sener Dagasan / shutterstock.com/ru.
На что Джабраиль (а.с.) ответил: «Я скучал по тебе ещё больше, но я лишь подчиняюсь повелениям и снисхожу лишь, когда меня посылают, и не могу являться, когда мне заблагорассудится!» А следом был ниспослан аят: «Мы снисходим лишь по повелению Господа твоего…», – а также аят: «И никогда не говори о чем-то: «Я сделаю это завтра [в будущем]». Не добавив: «ИншаАллах [если Аллах этого пожелает]»…» (Аль-Кахф, 23) и сура «ад-Духа» целиком (Имам Фахруддин ар-Рази, ат-Тафсир аль-Кябир, 21/238).
Согласно другим сведениям, Ангел откровений не являлся Пророку ﷺ три дня (риваят от Мукатиля рахимахуллахи), а по другим сведениям – 25 дней (риваят от Са‘ляби) (Абу аль-Фарадж Джамаледдин ‘Абдуррахман ибн Али ибн аль-Джаузи, Зад аль-Масир фи ‘Ильм ат-Тафсир, 5/249).
Из книги «Асбабун-Нузуль»
Читайте также:
-
Кого Пророк Мухаммад (ﷺ) назвал самым скупым из скупых?
Однажды Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) пришел на меджлис радостным, с улыбкой на лице, и сказал:
«Придя ко мне, Джабраиль (алейхис салям) сказал:
– О Мухаммад! Доволен ли ты тем, что каждому из твоей общины, кто прочтет тебе Салават, будет десять Салаватов, а тому, кто передаст один Салям, будет десять Салямов?» (Насаи и Ибн Хиббан)
Печать Пророков (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:
«Кто прочтет для меня один Салават, за того Ангелы десять раз будут просить прощения. Зная об этом, кто хочет, увеличит (салаваты), а кто хочет, уменьшит». (Ибн Маджа от Амира бин Рабиа)
-
Усыновление в исламе
В современном мире вопрос усыновления детей и воспитания их крайне актуален. Ислам поощряет тех, кто присматривает за сиротами, дает им жилище и растит так, как собственных детей. Человек, давший сироте дом и вырастивший его, заслуживает многих наград, и прощение грехов. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Тот, кто воспитает двух девочек до совершеннолетия, в Судный день будет со мной рядом"
-
Аяты Корана и хадисы в стихах великого русского поэта
Ислам не является чуждым русской литературе. Пушкин писал подражания Корану, Толстой просил причислить его к «магометанам». Однако же главным мусульманином русской поэзии называют Ивана Бунина.
-
7 отличий гордыни от чувства собственного достоинства
Однажды учитель спросил учеников: «Представьте себе караван, идущий по пустыне. Бескрайний песчаный простор, палящее солнце, погонщик, верблюды, нагруженные товаром. Кто вы на этой картине?» Кто-то воскликнул: «Я самый первый верблюд!» Второй: «Я самый главный в караване – погонщик верблюдов!» Третий: «Я солнце, утомляющее их жарой». И самый умный из них сказал: «Я – это я. При чем тут верблюды?» Это – чувство собственного достоинства.
-
Основы уважение в исламе: конфронтация злословию
Оказывать почтение и хороший прием – это одно из самых общих определений уважения. Если быть более точным, уважение предполагает обходительное отношение к чувствам, ценностям других и связано с такими качествами как честь, доброта, послушание и терпимость. Так какую роль играет уважение в Исламе?
-
Почему ислам поощряет ревность в браке?
Ревность... Нужна ли она в браке? Какие виды ревности бывают, и какая ревность не запрещена в исламе? Каково отношение ислама к ревности?
-
Таких людей не смог одолеть даже шайтан
В одним из хадисов приводится интересный случай и говорится о группе людей, которых не мог одолеть шайтан. Кто они, и можем ли мы достичь этого уровня?
-
Имена, которыми ни в коем случае нельзя называть детей
Имянаречение - серьёзное событие. Родителям за него отвечать, детям - ощущать его воздействие всю жизнь и даже после. У мусульман много красивых, благозвучных имён, имеющих благое значение. Однако, встречаются и неудачно подобранные имена...