Единство против провокаций: почему осквернение храмов – это угроза для всех

Фото: jacksonnick / elements.envato.com

Фото: jacksonnick / elements.envato.com

В современном мире угрозы национальной безопасности все чаще принимают изощренные формы, далекие от классических военных столкновений. Одной из самых коварных тактик стала стратегия разрушения общества изнутри через удары по его самым уязвимым и сакральным точкам – религиозным объектам. Подобные атаки не направлены против какой-то одной конфессии; их почерк универсален и узнаваем.

Акты вандализма в мечетях, осквернение церквей, нападения на синагоги и другие молельные дома, несмотря на внешнюю разность, имеют единую природу. Это не спонтанные проявления бытового хулиганства или религиозной вражды. Это спланированные провокации, цель которых – не уничтожить здание, а подорвать сами основы общества.

Для мусульман, чья вера учит толерантности и единству, такие действия – прямое противоречие исламским ценностям. Благородный Коран ясно предписывает:

«И не распространяйте порок [неверие и зло] на земле после того, как она приведена в порядок» (Аль-Араф,56).

Терроризм как угроза единству общества

Терроризм часто маскируется под религиозные мотивы, чтобы разжечь вражду. Всего лишь пару дней назад было предотвращено совершение террористических актов на синагогу в Красноярске и здание еврейской религиозной общины в Пятигорске. Это не случайность, а попытка расшатать стабильность, напугав простых людей. В России ежегодно фиксируется тысячи случаев экстремизма, включая вандализм в религиозных объектах, что приводит к росту напряженности. Какие цели преследуют организаторы?

Фото: DC_Studio / elements.envato.com

Фото: DC_Studio / elements.envato.com

Цель №1 – разжечь рознь. Бросить свиную голову у дверей мечети или спилить крест с храма – это не «протест», а четкий расчет. Расчет на то, что верующие одной конфессии воспримут это как оскорбление со стороны другой, что спровоцирует цепную реакцию ненависти и взаимных обвинений.

Цель №2 – посеять страх. Когда человек не чувствует себя в безопасности даже в месте, предназначенном для молитвы и умиротворения, это подрывает его веру в защищенность и стабильность жизни в целом. Страх парализует, заставляет замыкаться в себе и не доверять окружающим.

Цель №3  бросить вызов государству. Удар по религиозному объекту – это всегда вызов правоохранительной системе и власти в целом. Это демонстрация того, что государство не может обеспечить базовые основы порядок и защитить культурное и духовное достояние своих граждан.

Антитеррор в зеркале самоанализа: отражение истинного ислама

Подобные действия полностью подпадают под определение терроризма. Согласно законодательству и международным нормам, терроризм – это идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами власти посредством устрашения населения и/или иных форм противоправных насильственных действий. Осквернение храмов – это и есть устрашение населения, направленное на дестабилизацию обстановки в стране.

В глобальном масштабе, по данным ООН (2025), терроризм ежегодно уносит 25 тысяч жизней, а 70% актов связаны с религиозными мотивами. В России, где мусульмане – вторая по численности группа (около 20 миллионов), такие провокации угрожают межконфессиональному миру, построенному веками.

Ислам категорически осуждает терроризм как мерзость.

В Священном Коране сказано:

«Кто убьет человека не [в качестве наказания] за убийство [другого] человека или [не за] распространение порока на земле, тот как будто бы убил всех людей. А кто сохранит ему жизнь [воспрепятствовав убийству невинного человека, избавив его от опасности или вылечив], тот как будто сохранил жизнь всем людям» (Аль-Маида, 32).

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Верующий для верующего – как строение, части которого поддерживают друг друга» (Бухари).

Запрет насилия – один из основ ислама: даже в войне нельзя убивать невинных, женщин, детей или разрушать святыни (Абу Дауд, Байхаки).

Фото: High-Fliers / elements.envato.com

Фото: High-Fliers / elements.envato.com

Пути противодействия

Борьба с этим злом требует комплексного подхода, где силовые меры – лишь одна из составляющих. Как бороться с этим злом?

1. Усиление охраны и бдительности. Необходимо продолжать оснащать религиозные объекты системами видеонаблюдения, тревожной сигнализацией и организовывать их физическую охрану, в том числе с привлечением волонтеров из числа прихожан. Бдительность каждого гражданина – первый заслон на пути терроризма.

2. Единый правовой ответ. Любые акты вандализма на религиозной почве должны расследоваться как террористические преступления или преступления экстремистской направленности. Неотвратимость и суровость наказания – мощный сдерживающий фактор.

3. Консолидация религиозных общин. Ключевую роль в нейтрализации провокаций играют религиозные лидеры и сами общины. Их твердая и незамедлительная позиция, публичные заявления о том, что эти атаки направлены против всех верующих без разбора, лишают злоумышленников главного – возможности расколоть общество. Совместные миротворческие заявления, дни открытых дверей и межконфессиональный диалог демонстрируют единство перед лицом общей угрозы.

4. Информационная работа. Важно, чтобы в СМИ и социальных сетях подобные инциденты подавались не как «конфликт на религиозной почве», а именно как провокации против национальной безопасности. Это лишает преступников желаемого информационного резонанса и помогает обществу правильно интерпретировать случившееся.

Таким образом святыни любой религии – это не просто архитектурные сооружения. Это духовные центры, символы мира, веры и многовековых традиций. Совершая атаки на них, враги нашей стабильности атакуют саму душу народа. Противостоять этому можно только сообща, понимая, что за осквернением мечети, церкви или синагоги стоит один и тот же враг – тот, кто хочет увидеть наше общество разобщенным и напуганным. Сила государства – в единстве его многонационального народа, и это единство является главным щитом против любых провокаций.

«Невежество и отсутствие должного образования — путь к радикализации»

Фото: AnnaStills / elements.envato.com

Фото: AnnaStills / elements.envato.com

Хасан Умеров

Социальные комментарии Cackle