Какие вызовы стоят перед современной молодёжью? Как избежать травли в школе и не дать обиженному ребёнку найти «приют» в руках приверженцев деструктивных культов? Насколько высока роль гражданского общества и его институтов в противостоянии разрушительных действий радикальных организаций?
Чем опасен буллинг?
Когда речь заходит об атмосфере внутри школы, то нельзя обойти стороной такое явление, как буллинг, которое сейчас лишь набирает обороты. Буллинг — английский аналог слова «травля». В это понятие входит намеренная, постоянная травля, при которой явно прослеживается неравенство сил обидчика и агрессора; террор любого вида: психологический, физический, открытый и незаметный.
Последний — опасней всего, поскольку синяки, ссадины, пропавшие или испорченные вещи, чрезвычайно быстрое исчезновение карманных денег родителю заметить легко, а вот если видимых признаков нет, то узнать, что ребёнка в школе травят одноклассники или старшеклассники, будет гораздо сложнее. Дело в том, что в подавляющем большинстве случаев дети не признаются, что у них в школе есть конфликт.
- Как правило, в качестве жертвы буллеры выбирают чувствительного, застенчивого ребёнка, которого легко задеть и вывести из равновесия. Разумеется, нельзя научить чего-то не чувствовать и не ощущать обиды, но, к счастью, можно обучить не демонстрировать свои настоящие эмоции, когда это необходимо.
Немаловажно помочь ребёнку обрести убежденность в том, что он талантливый, уникальный, способный и интересный человек, поскольку, ощущая себя именно так, он уже с гораздо меньшей вероятностью поверит обидным и злым словам буллеров и, соответственно, станет их жертвой. Для этого полезно будет отдать ребёнка в кружок, секцию или на курсы, где он сможет развивать свои способности, заниматься тем, к чему у него есть склонности и лежит душа.
Для буллинга характерны три признака: намеренность, повторяемость, неравность сил. Если ребёнок с гордостью демонстрирует боевые синяки и ссадины, хвастается, что смог постоять за себя или за друга (но не задирался сам) — это уже не буллинг, в нём нет скрытых, глубоких переживаний. Если же все три признака налицо — самое время бить тревогу и вмешиваться в ситуацию, пока не стало слишком поздно, - отмечает Елена Семёнова, научный сотрудник НОЦ педагогических исследований ИПО КФУ.
В числе причин буллинга называется низкая самооценка учащихся, самоутверждение агрессора, внутренние личные конфликты учащихся, физическая и психологическая разница, ради забавы, давление сверстников, подростковая жестокость, в качестве развлечения, жертва – застенчивый, странный, новенький и «его никто не знает», неравное соотношение сил (физических), гендерные различия и для привлечения внимания.
Безусловно, бороться с буллингом нужно и важно. Для этого важно налаживать тесные связи внутри школьного коллектива, в том числе и через культурные и внеклассные мероприятия, через знакомство детей с историей, традициями другим народов, других культурных групп.
Гражданское общество на страже интересов
Обращаясь к деятельности деструктивных организаций, стоит отметить, что радикальные группировки действуют сегодня одновременно на территории сразу нескольких государств – современные средства связи и коммуникации дают им такую возможность. А потому и меры по профилактике экстремизма должны реализовываться сообща, только коллективными усилиями можно добиться желаемого результата. Причём для России речь должна идти о взаимодействии не только с республиками Центральной Азии, но и в целом со странами СНГ.
- Российский опыт противодействия экстремизму сегодня крайне широк. Сначала мы прошли через негативный опыт 90-х годов прошлого столетия, когда государство объективно не справлялось с подобными задачами. Затем, начиная с первых лет XXI века, ситуация в этой области значительно улучшилась, но по-прежнему стоит вопрос о подключении к работе на этом направлении гражданского общества – необходимо, чтобы оно закрывало те ниши, которые государство при всем своем желании закрыть не может, являясь по своей сути иерархической структурой, - уверен Андрей Большаков, директор научных программ АНО «Институт исследования Центральной Азии».
Таким образом, среди деятельности гражданского общества есть три приоритетных по уровню значимости направления: исследовательско-консультативное, просветительское и пропагандистско-агитационное. В рамках первого упомянутого направления для эффективного реагирования на угрозы экстремизма и терроризма необходимы разработка концептуальной базы исследования терроризма, стремление к употреблению чёткой терминологии, использование статистики и эмпирических данных социологии, мониторинг эффективности проводимой антиэкстремистской политики, консультирование государственных структур по разным аспектам противодействия и профилактики.
Если говорить о просветительском направлении деятельности гражданского общества, то речь идёт прежде всего о ведении различного рода групп и сообществ, которые демонстрировали бы государственным институтам существующие пробелы и недостатки обучающих программ и принимали непосредственное участие в образовательном процессе. Гражданские сети должны играть решающую роль и в процессах консолидации общества, в воспитании чувства сопричастности населения к проблеме угроз экстремизма и терроризма, вырабатывать мирную альтернативу идеологии крайнего радикализма – в этом суть пропагандистско-агитационного направления.
- Что же касается межгосударственного взаимодействия в области профилактики возникновения конфликтных ситуаций, оно важно ещё и потому, что необходимо совместными усилиями разрабатывать новые методики, направленные на профилактику конфликтов в молодёжной среде, которые учитывали бы менталитет жителей этой части мира. Безусловно, имеет смысл изучать и применять западные методики. Однако для нас особую ценность в силу заведомо большей эффективности будет иметь разработка собственных способов противодействия экстремизму с учётом фактора менталитета жителей стран СНГ, - подчеркнул Большаков.
Ильмира Гафиятуллина