Зирьяб «Черный Дрозд»: мусульманин, основавший современную моду и косметологию

«Черный Дрозд» - имя, которое ассоциировалось с элегантностью. (Источник фото: yandex.ru)

«Черный Дрозд» - имя, которое ассоциировалось с элегантностью. (Источник фото: yandex.ru)

Мода и стиль

Зирьяб «Черный Дрозд» был человеком разнообразных познаний с хорошим вкусом, и его имя ассоциировалось с элегантностью. Как знаток изысканных манер и роскоши, он задавал тон при дворе халифов. Так как Багдад был крупным культурным и интеллектуальным центром исламского мира, Зирьяб принес оттуда новую посуду, покрой одежды и прическу. Сейчас его назвали бы иконой стиля.

Писатель Джейсон Уэбстер в передаче BBC «Исламская история Европы» говорил о Зирьябе так: «Он принес с собой моду. Багдад был Парижем или Нью-Йорком того времени и… это было притоком багдадских идей в Кордову – он принес с собой зубную пасту, дезодорант и короткую стрижку… таковы факты; в Кордове были уличное освещение, канализация и водопровод».

Дом мудрости (Байт Аль-Хикма): история одного из центров знаний человечества

Фасоны одежды

Французский историк Анри Террас уже во втором тысячелетии писал, что он ввел зимнюю и летнюю одежду, определив, когда следует носить какой фасон. Зимняя одежда шилась в основном из хлопка или шерсти темных тонов, а летние одежды были сделаны из таких материалов, как хлопок, шелк и лен светлых и ярких цветов. Были и демисезонные модели для весны и осени. Именно через него роскошные платья Востока были введены в Испанию. Под его влиянием было создано производство цветных полосатых тканей − традиционные курдские орнаменты и прозрачные ткани,  из которых изготавливалась одежда.

В Средние века мода носить кафтаны пришла в Европу именно из стран арабского Востока. Поверх белой нижней рубашки мужчины носили халат (или же хафтан) – одежду с длинными рукавами, украшенными в области предплечья вставками из контрастной ткани с надписями или узорами. Такой халат-кафтан обязательно подпоясывался.

Косметология

Зирьябу приписывают и изобретение зубной пасты, которую он популяризировал во всей исламской Испании. Точные ингредиенты этой зубной пасты в настоящее время неизвестны, но, как сообщается, она была «функциональной и приятной на вкус». Он также первым предложил дезодоранты и «новые короткие прически, оставляя шею, уши и брови открытыми», а также ввел моду бритья для мужчин.

Для женщин Черный Дрозд открыл салон красоты — «школа косметологии» около Алькасара, где он предложил женскую прическу сделать покороче, с образным вырезом, с челкой на лбу и локонами на лице. Он также учил формированию бровей и использование средства для эпиляции волос с тела.

Обувь

Андалусские мусульмане унаследовали от римлян ремесла, связанные с обработкой древесины дуба, включая изготовление обуви на плоской подошве. Они ускорили и диверсифицировали производство, и обувь с пробковой подошвой приобрела широкое распространение в Андалусии, а позже стала экспортироваться. Такой башмак назывался курк, во множественном числе – акрак. Позже в кастильском диалекте  испанского языка их стали называть алькорк. Мастера, изготавливающего такие башмаки, называли каррак, а место, где жили эти мастера – карракин. До сих пор в Испании в Андалусии есть город Гранада с местечком Каракин.

Два средневековых мусульманских писателя – ас-Сакати и Ибн Абдун описывали создание обуви на пробковой (корковой) подошве. Они писали, что кожа, пришиваемая сзади, не должна быть тонкой, и что пришивать кожу следует только к коже, не разделяя их прокладкой. Некоторые башмачники наращивали каблук с помощи песка, и из-за этого он ломался. Более изощренные технологии и приемы были потом заимствованы христианами после завоевания ими Аль-Андалуса.

Так мусульмане повлияли на производство обуви, а  введением новых стилей одежды, продуктов питания, средств гигиены и музыки Абуль-Хасан Али ибн Нафи (789-857 гг.) − Зирьяб «Черный дрозд» значительно повлиял на Андалузскую культуру. Его музыкальный вклад также немаловажен, так как он заложил основу для ранней классической музыки Испании. Поэтому Зирьяба можно назвать революционным деятелем культуры в XIII-IX веках.

Из книги «1001 изобретение мусульман»

Социальные комментарии Cackle