Законодательная система Османской империи
После того как ислам распространился за границы Аравийского полуострова он столкнулся с разными цивилизациями, в которых действовала система обычного (то есть по обычаям предков) права. Тем не менее,
кодекс исламских законов – шариат стал, основной системой права в государствах, где проживало мусульманское население и оценки законности и незаконности тех или иных действий людей.
Когда Османская империя достигла своего расцвета встал вопрос о том как поступать в ситуациях, которые не были описаны в шариате. Поэтому в ходе создания своей системы законов османские чиновники и законодатели вынуждены были обратиться к обычному праву. Были разработаны два источника такого права: указы и распоряжения главы государства – султана и суждение по обычаю.
Обычное право в основном действовало на вновь завоеванных территориях, все преобразования на которых проводились указами султана, которые подготавливались заранее членами Государственного совета – Диван-и-Хумаюн и позднее утверждались повелителем. Стоит отметить, что подобные указы не имели силы на всей территории империи, а лишь в конкретной местности. Кроме этого они действовали лишь в течение жизни того султана, который их издал и чья печать украшала письменный свиток с текстом указа.
При необходимости каждый новый султан вновь подтверждал их действие.
Законы время от времени собирались и публиковались в «кануннаме» - сводах законов в форме кратких текстов, посвященных конкретным ситуациям, но без лишней деталировки.
Эти своды затем распространялись по всей Османской империи. Среди историков есть разногласия по поводу того утверждал ли законы до их принятия глава мусульманских законоведов – шейхуль-ислам на предмет их соответствия шариату или нет. Большинство из них сходится на том, что это делалось лишь в случае, когда реально вставал вопрос соответствия какого-то закона шариату.
Главным различием между обычным законом и положениями шариата было наказание преступников, которым полагалось фиксированная норма наказания (худуд), иногда бывгая более жесткой, чем предписанная шариатом. Законом нельзя было назначить преступнику более легкое наказание, чем следовало по шариату за конкретное преступление.
Так, например, вору нельзя было назначить наказание мягче, чем отрубание руки, но в некоторых случаях за воровство в особо крупных размерах из государственной казны некоторых чиновников подвергали смертной казни.
Вообще по отношению к наказанию существовало два разных подхода: наказание за тяжкие преступления, предполагавшие смертную казнь или отсечение руки или ноги, тюремное заключение ссылку на галеры и прочее, применялось в случае убийства, воровства лошадей, рабов и неоднократного воровства (наказывалось повешением), нарушение общественного порядка и мятежи, неповиновение султану и распространение слухов, порочащих его, экспорт оружия во враждебные государства, впадение в ересь и вероотступничество.
За меньшие преступления обычно налагались денежные штрафы. В исключительных случаях, как например, после поражения османского флота при Лепанто в 1571 году в рамках мер по возрождению морской мощи государства большая часть преступников была определена гребцами на галеры.
Султан, великий визирь и другие государственные служащие в ранге визиря имели право казнить своих подчиненных, но только если они не были улама, то есть если не принадлежали к корпорации богословов.
Богословы имели право на специальный суд, под председательством судьи. Имущество осужденного на смерть не обязательно конфисковалось в пользу государства, а могло быть передано родственникам казненного. В том случае, если казненный был членом правящей султанской семьи, его имущество автоматически переходило султану, если только султан не проявлял милость по отношению к семье казненного.
Казнь осужденного на смерть обычно проходила на месте совершения им преступления, а позднее для этих целей стала использоваться площадь перед Баб-и-Хумаюн (первые ворота дворца Топкапы) или на Алай Кошкю напротив Баб-и-Али (резиденция великого визиря). В месяц Рамадан никаких казней не производилось.
Ильдар Мухмамеджанов
Читайте также:
-
Девушка, принявшая Ислам втайне: "Это мой путь к Богу"
Существует много религий во всем мире и миллион людей вроде меня, которые переходят из одной религии в другую. Но бьюсь об заклад, лишь несколько из этих новообращенных являются 17-летними латиноамериканскими девушками, которые перешли из христианства в Ислам
-
Тонкие формы презрения
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Достаточно будет вреда тому человеку, который презирает своего брата в исламе, и для каждого мусульманина должны быть неприкосновенными жизнь, имущество и честь другого мусульманина!» Но часто оказывается так, что именно презрение становится преградой между членами уммы, что презрение препятствует здоровым, искренним отношениям.
-
Как мы можем помочь нашим умершим родственникам?
Ханафитские учёные ясно высказались, что дано такое право – дарить вознаграждение от совершённого поступка другому человеку.
-
"Татарское декоративное искусство не уступает лучшим мировым образцам"
Кожа - природный материал, который всегда в цене. Кожа практична и эргономична. При этом она может быть такой нарядной, что глаз не отвести! Именно о такой красоте – татарской узорной коже – пойдёт у нас речь с Гузелью Фуадовной Валеевой-Сулеймановой, доктором искусствоведения, главным научным сотрудником Института истории им.Ш.Марджани АН РТ, профессором Казанского архитектурно-строительного университета.
-
Что значит хадис: "Пророк (ﷺ) проклял женщин, которые стараются быть похожими на мужчин..." ?
В каких случаях женщина считается уподобившейся мужчине?
-
5 фактов о пророке Исе (Иисусе) из Корана
Не секрет, что взгляды мусульманам и христиан на личность и природу Исы бин Марьям (мир ему) отличаются. Тем не менее, ислам дает исчерпывающие ответы на многочисленные вопросы о природе Христа, и эти ответы даны лично Пророком Исой (мир ему).
-
Этими именами нельзя называть детей
Так, среди прочего, одной из важных сунн для родителей по отношению к новорожденному, является наречение его именем...
-
Пятничный намаз: условия, порядок совершения и достоинства
Пятница – особенный день для мусульманина. Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что лучший, в который восходит солнце. В пятницу прощаются грехи и даруется защита от огня Ада. В пятницу принимаются все дуа. Умерший в пятницу освобождается от могильных мук.