Известный политический и общественный деятель, публицист, историк, тюрколог, профессор Ахметзаки Валиди Тоган (1890-1970) прожил долгую и насыщенную событиями жизнь. Как и большинство его современников, сын простого имама из сельской глубинки Заки Валиди был буквально ввергнут в водоворот бурных событий начала XX века. А до этого он обучался и преподавал в ведущих медресе того времени, общался с выдающимися людьми учеными, историками и общественными деятелями. Среди них можно назвать имена Ризаэтдина Фахрутдина, Галимджана Баруди, Мусы Бигиева, историки-востоковеды Николай Ашмарин, Николай Катанов, Василий Богородицкий. В этот период ученый занимается исследованием истории древних тюрков. Он обращается к трудам великого богослова и мыслителя Шигабутдина Марджани, выдающихся европейских ученых В.Радлова, В.Бартольда, Г.Говарта, Ч.Френа. В результате в 1911 году была издана книга «Кыскача төрек вә татар тарихы» («Краткая история тюрков и татар»), получившая добрую оценку общественности и принесшая автору большую известность.
Islam-today предлагает вниманию читателей отрывки из указанной книги.
У древних тюрок обычаи и каноны государства не имели различий и были очень близки. Причем каждый тюрок знал эти каноны наизусть, чтил их и глубоко верил в их незыблемость. Каноны не были написаны, однако подчинение им считалось святым долгом для каждого тюрка. Тюрки почитали исключительно свои обычаи и традиции. Например, тюрки жестоко карали убийц, тех, кто покушался на честь замужней женщины, а также выступающих против воли хана, всем этим лицам была уготована смерть. Похитителей юной девушки ожидало бракосочетание с похищенной или выплата материальной компенсации. Человек, совершивший хищение должен был оплатить штраф в десятикратном размере от объема, похищенного в противном случае его ожидала казнь. Тюрки сильно скорбели по поводу умерших, приносили в жертву животных в связи с этим, а также предавали огню его верховую лошадь и все одеяния. Они также ставили на могилах умерших надгробные камни.
На могильных плитах выдающихся деятелей они описывали все достоинства, смелость и отвагу умершего. Собираясь там же ежегодно, они приносили в жертву лошадь или баранов и подвешивали туши над могилой. Согласно обычаям и традициям каждое племя или община почитала своего старейшину. Ханы и старейшины племен были достаточно самостоятельны и независимы, и осуществляли надзорные функции над людьми как они почитают обычаи и традиции. Все вопросы управления обсуждались на совете старейшин или на курултаях. Верования их в те далекие времена примыкали к шаманизму и были в своей основе языческой религией.
Они уверовали в то, что и небо и земля, и огонь и вода, деревья и ископаемые богатства недр относятся в воле божества и вместе с тем они почитали превыше всех божеств небеса. Они верили, что души умерших в зависимости от благородства их обладателя возносятся на небеса и попадают в рай или, напротив, попадают в подземелье, в вечную темноту ада. Древние тюрки верили, что существуют множество джиннов и нечистых созданий и что каждый предмет или одушевленное существо окружено ими. Из всех полезных ископаемых тюрки больше всего ценили железо. Для них военные походы и сражения считались обычным явлением и большим благом. У них были особо почитаемые места в окружающей природе, в том числе возвышенности и горные вершины и они совершали паломничество в эти места.
Политическое устройство государства тюрок. Великие каганы. С древних времен все вопросы решались племенными вождями. В большинстве случаев один из племенных вождей оказывался мощнее и расторопнее других, а потому он умудрялся подчинить себе соседние племена. Иногда в пылу приумножения своих владений он не брезговал одержать верх и над большинством племен и за счет этого расширял свою территорию. Были и такие вожди, которым удавалось подчинить себе все тюркские племена, а также родственные народы, в том числе монголов, тунгусов, финно-угорские племена. Однако такие крупные государственные образования, которые возникали в одночасье, не могли существовать в течение столетий и приходили в упадок и распадались. По давней традиции каан или в сокращенной форме «хан» завещал свое государство своим наследникам, которые делили территорию между собой. А те в свою очередь делили среди своих детей. Однако наследники порой не могли прийти к согласию и единству и враждовали между собой, а потому вновь делились на племена и мелкие сообщества. Самое известное древнетюркское государство именовалось как «Ханство Гуннов».
Древние гунны. До нас не дошли какие-либо сведения о древнейшей истории хуннского каганата. Известно только, что в третьем веке по милади во главе воинственных племен хунну стоял Мудухан, которому удалось объединить вокруг себя все тюркские племена. Территория его владений простиралась на востоке от Тихого океана до Кипчакских степей на западе.
Продолжение следует
Islam-Today
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.