В чем заключался метод Абу Ханифы в преподавании исламского права?
Научные кружки, организованные Абу Ханифой, посещало много людей, среди которых были факихи (правоведы), которые выносили фетвы и судили между людьми. Однако их стремление к знаниям и науке, а также удивление, которое вызывал Абу Ханифа, его знания и методы преподавания, побуждало их посещать его научные кружки и не пропускать его уроки.
Метод Абу Ханифы в преподавании исламского права (фикх) и его распространении заключается в следующих пунктах:
- Абу Ханифа затрагивал и обсуждал вопросы прежде, чем вынести по ним решение. Абу Ханифа не превращал уроки в диктанты, где присутствующие только записывают услышанное от учителя. Во время своих уроков он затрагивал вопросы, дабы обсудить их вместе со своими студентами, позволяя каждому из них высказать свое мнение относительно этих вопросов, и побуждая каждого из своих учеников приводить доказательства для подкрепления своего мнения.
Когда же его ученики единогласно приходили к определенному решению и мнению, они представляли его Абу Ханифе, дабы он вынес свое решение. Абу Ханифа запрещал записывать вопросы, прежде чем рассмотреть их и вынести по ним решения. Когда кто-либо из его учеников отсутствовал на уроке, Абу Ханифа не выносил решения по некоторым вопросам до тех пор, пока не появлялся его ученик, дабы выслушать мнение своего ученика по данному вопросу. Таким образом, Абу Ханифа выслушивал мнения всех своих учеников.
- Абу Ханифа предоставлял своим ученикам широкую свободу для вынесения решения. Он учил их тому, чтобы использовать свой разум и мнение в вынесении решения из Корана и сунны. Он пробуждал в них дух храбрости, дабы они не боялись при вынесении решений. Доходило до того, что иногда его ученики повышали свой голос при обсуждении того или иного вопроса, а он не запрещал им этого, желая, чтобы они были знающими и сведущими в вопросах исламского права. Когда же Абу Ханифа начинал объяснять своим ученикам, они молчали, дабы послушать его комментарии по обсуждаемым вопросам.
- Абу Ханифа преподавал разным категориям учеников и никогда не отказывал никому в преподавании. Большинство присутствующих на его научных кружках были обычными студентами. Среди присутствующих были также его ученики, которые всегда присутствовали на его уроках в течение всей его жизни. Самыми известными его учениками были Зуфар, Абу Йусуф, Мухаммд ибн аль-Хасан и аль-Хасан, о которых было упомянуто выше.
- Абу Ханифа не щадил времени для того, чтобы прийти к наилучшему мнению и решению относительно тех или иных вопросов. Сообщается, что однажды, когда Абу Ханифа вышел из мечети после вечернего намаза, держа свою обувь в руках, к нему подошел его ученик Зуфар и спросил его мнения относительно одного вопроса. Они стали обсуждать данный вопрос до тех пор, пока не прозвучал азан на утренний намаз, после чего они снова вошли в мечеть, совершили утренний намаз и вернулись к обсуждению того вопроса. Они продолжали обсуждать и дискутировать до тех пор, пока не решили, что будут придерживаться мнения Абу Ханифы по данному вопросу.
Шейх Абд ар-Раззак Абд ар-Рахман ас-Са‘ди
Метод вынесения фетв Абу Ханифы и его учеников
Читайте также:
-
Алкоголизм с точки зрения Ислама
Во времена джахилийи арабы очень сильно увлекались вином и устраивали попойки. Это пристрастие к вину отражено в их языке, в котором вино имеет около ста названий, и в их поэзии, которая воздает хвалу вину, кубкам и застольям
-
Если поцелуешь жену, портится ли малое омовение (тахарат)?
Если я и моя жена находимся в состоянии вуду, и если мы поцелуем друг друга, то испортится ли наше вуду? Должны ли мы обновить его? (Аноним)
-
Большие грехи: клевета на порядочную женщину
Всевышний Аллах говорит:
«Воистину, те, которые обвиняют в неверности целомудренных, не ведающих [греха], верующих женщин, да будут прокляты в этом мире и будущем! Им уготовано великое наказание» (ан-Нур, 23).
«Тех, которые возведут навет на целомудренных женщин, но при этом не приведут четырех свидетелей, секите восьмьюдесятью [ударами] плети и никогда не берите их в качестве свидетелей, ибо они - преступающие закон» (ан-Нур, 4).
-
«Приблизился Час, и раскололся месяц»
Одним из чудес, которое Всевышний совершил руками Мухаммада (ﷺ), стал раскол Луны. Это случилось тогда, когда мекканцы попросили пророка (ﷺ) сотворить чудо в подтверждение cвоей правдивости. Бог расколол луну на две половинки, а затем снова объединил их.
Об этом в Коране говорится: «Приблизился Час, и раскололся месяц» (Коран 54:1).
-
Как избежать жажды в месяц Рамадан?
Правильное и здоровое питание всегда является одним из ключевых аспектов в полноценной жизнедеятельности. Не является этим исключением и пост в священный месяц Рамазан. В целом пост в Рамазан вносит свои коррективы в работу организма. Так обмен веществ, пытается адаптироваться и перестроиться под новый режим питания и сна.
-
Аяты Корана, являющиеся решением всех проблем
Когда человека постигают определенные трудности, он направляет все силы на ее решение. Верующим людям в этом плане повезло – ислам уже предоставил руководство, как с ними справляться.
-
Можно ли дуть на еду?
Дуть на еду или питье, а также дышать в посуду является макрухом. По этому поводу существуют хадисы. Такое поведение негативно воспринимается другими людьми и служит причиной попадания микробов и бактерий из нашего рта в посуду или в пищу и питье.
-
Может ли женщина во время месячных делать дуа?
Женщина во время месячных может читать суру аль-Фатиха, с намерением чтения дуа. Кроме того, женщина может читать и другие аяты Корана, которые содержат в себе дуа. Например, «Раббана атина фид-дунья...». Точно так же, услышав радостную весть, женщина может произнести слова «Альхамдулиллях». Услышав же какую-либо плохую новость, женщина может сказать: «Инна Лилляхи ва Инна Илейхи Раджиун» Ибн Абидин, Хашийату Раддуль-Мухтар, 1/293).