Империя Фатимидов была четвёртым и последним арабским халифатом, правившим на протяжении двух столетий (X-XII вв.). Сменив Аббасидов, Фатимиды простёрли свои владения от Красного моря на востоке до Атлантического океана на западе, охватывая большую территорию Северной Африки. И сегодня мы с вами познакомимся с этой мусульманской династией чуть ближе и узнаем, какие особенности отличали их от предыдущих правителей.
В отличие от Аббасидов, которые сделали столицей своей империи Багдад, Фатимиды решили главным городом сделать Каир, который они вместе с остальным Египтом захватили в 969 году. Каир очень быстро стал самым важным культурным центром исламского мира, процветающим благодаря прибыльной торговле между Средиземноморьем и Индией.
Фатимиды утверждали, что ведут свой род от Фатимы (р.а.), дочери пророка Мухаммада (с.а.с.) и жены имама Али (р.а.). Отсюда и появление названия династии – Фатимиды.
Произведения искусства периода Фатимидов достигли своего расцвета. Аль-Фустат стал крупным центром производства керамики, стекла, изделий из металла, горного хрусталя, слоновой кости и резьбы по дереву. Техника изготовления люстры из керамики, основанная в Ираке, была возрождена в Египте и Сирии с помощью некоторых сохранившихся изделий, на которых имелась подпись их создателей.
Архитектура Фатимидов в своём исполнении следовала техникам Тулинидов, но при этом внесла собственный стиль и характер. В Каире они построили мечеть Аль-Азхар, мечеть аль-Хакима и мечеть аль-Акмар – все они были уникальными образцами фатимидской архитектуры. Были также городские стены Каира и колоссальные по своему виду и размерам ворота, которые построил визирь Бадр аль Джамали.
Империя Фатимидов отличалась особой терпимостью по отношению к представителям иных религиозных воззрений – иудеям, христианам, коптам, которые даже занимали определённые места в правительстве.
Хотя открытие астрономии и было совершено в ранние годы существования мусульманских государств, но без одного исследователя, трудившегося в эпоху правления Фатимидов, наши познания в астрономии не были бы полноценными.
Юнус аль-Садафи, родившийся в Египте, был астрономом, известным своим вкладом в создание мусульманского лунного календаря. Поддерживаемый династией Фатимидов, Юнус создал свою книгу «Аль-Зидж Аль–Хакими Аль-Кабир», которая была посвящена имаму аль-Хакиму. В труде описывались 40 соединений планет, точно спроецированных вместе с 30 лунными затмениями. Используя расчеты Юнуса, современные учёные могут определять точную дату и время восходов, закатов, лунных затмений, солнечных затмений, приливов и отливов на бесчисленные годы вперёд.
Ибн Сина, один из самых известных учёных всех времён, родился в 890 году в Афшане, в семье, которая присягнула на верность империи Фатимидов. Сина был очень одарен, овладел Кораном уже в возрасте 10 лет, физикой и математикой – в 15, а в 21 год написал свой знаменитый «Канон медицины».
Очень быстро «Канон», разделённый на пять томов, стал самым авторитетным текстом в медицинских школах Европы и Азии на ближайшие годы вперёд. Первый том посвящён общим принципам, второй – простым лекарствам, третий – болезням конкретных органов, четвёртый – болезням местного телесного происхождения, а пятый том рассказывал о составных элементах лекарств.
Основанный в 970 году университет Аль-Азхар входит в число древнейших университетов мира и является старейшим университетом Египта, известным как самый престижный вуз для изучения ислама.
Учреждение было создано в честь дочери Пророка (с.а.с.) Фатимы (р.а.), которую звали аль-Захра. А расположенная рядом мечеть была возведена командиром Фатимидов Джаухаром аль-Сикилли. Халифы Фатимидов уделяли большое внимание философии, приглашая многих учёных из близлежащих стран и собирая лучшие работы по различным предметам.
Пионер гуманитарных наук Аль-Кади аль Нуман начал свою работу в качестве юриста для Фатимидов, быстро поднявшись до главного судьи всего государства. Он написал много книг по истории, юриспруденции и толкованию исламских писаний, а его самая известная работа – «Столпы ислама» – стала правовым кодексом государства Фатимидов и даже сегодня формирует судебную систему XXI века.