Зачастую люди считают, что невозможно сочетать предпринимательские качества с творческими наклонностями и службой на пользу своему народу, целому обществу. Этот стереотип разрушил Мухамметзакир (Закир) Мухаммедсадыкович (Садыкович) Рамиев, золотопромышленник, меценат, издатель и поэт.
Закир Рамиев (Дэрдеменд) родился 23 ноября 1859 года в селе Зирган (Жиргэн) Стерлитамакского уезда Оренбургской губернии в семье преуспевающего купца. Его отец Мухаммадсадык в 1862 году приобрел мыловаренный завод в Оренбургской губернии, а через семь лет открыл свой первый прииск по добыче золота. В 1872 г. семья переехала в с. Юлук Орского уезда в Оренбургской губернии.
Грамоте – и татарской, и русской – юного Закира и его брата Шакира учила мать, после чего мальчишки прошли обучении в начальной мусульманской школе. Далее следовали две зимы в городе Орске, после чего — медресе в деревне Муллакаево, что находилась в 70 километрах от родительского дома. Оттуда Закир отправился в Турцию на два года, где получал знания в Стамбуле и посещал занятия в университете, общаясь с поэтами и писателями. Именно в эти годы он перевел несколько рассказов с турецкого и пробовал сочинять стихи.
Вернувшись в родной город, Закир начинает заниматься торговлей, проводя все летнее время на золотых приисках своего отца. Год спустя он женится на Махубджамал, дочери купца Бурнаева. У них родились восемь детей.
Первое стихотворение под названием «Каләмгә хитаб» («Обращение к перу), напечатанное в газете «Казан мөхбире» («Казанский вестник») под псевдонимом Дэрдеменд, относится к 1906 году. В дальнейшем Закир Рамиев публикует свои творческие опусы на страницах газеты «Вакыт» («Время») и журнала «Шура» («Совет»). В 1910 г. за авторством Рамиева вышла небольшая книжка для детей «Балалар өчен вак хикәяләр» («Небольшие рассказы для детей») на татарском языке.
Если сравнивать Дэрдеменда с его современниками, то его отличал высокий уровень философско-образного мышления и утонченность. Для его произведений характерны образность, изящество слога, меткость сравнений. Говоря об умении Закира даже в небольших по объему стихотворениях достигать небывалых глубин обобщения, нельзя не вспомнить слова Г. Ибрагимова, сказанные им в 1913 году: «Дэрдменд появился в мире татарской литературы на удивительном «Корабле». Вокруг сразу заговорили: «Вот на литературном небе взошла новая звезда». Потому что действительно все почувствовали новый дух — особую литературную культурность, мастерское владение пером, изящный стиль, афористичность. Возьмем, к примеру, его стихи «Корабль», «Без» («Мы»), «Өметләр» («Надежды»), «Бүзләрем мана алмадым» («Не сумел я окропить савана»), «Бәллү» («Колыбельная»).
Расцвет его поэтической деятельности приходится на начало 1908 года.
В первом своем произведении «Корабль» Рамиев воспевал татарскую нацию в аллегорическом образе парусного корабля, плывущего неизвестно куда «по волнам будущего». Первый сборник произведений поэта «Дәрдмәнд әсәрләре» («Произведения Дэрдеменда») был издан в Казани лишь в 1929 г.
В доме Закира Рамиева в Оренбурге собирался цвет татарской интеллигенции. Сам Закир был интеллектуалом, много читал, путешествовал по Европе, создавал свои поэтические произведения. Он сотворил собственный поэтический мир. Его поэзия — камерная, негромкая. Дэрдменд — поэт печали.
Братья Рамиевы были успешными золотодобыдчиками – к началу XXвека они владели 20-ю золотыми приисками. Однако это не мешало Закиру активно участвовать в общественной жизни Оренбурга и обширной губернии. Несколько раз он избирался в Оренбургскую Городскую думу, был членом губернского бюро кадетской партии. В 1906 году его избрали депутатом I Государственной Думы, где он входил в мусульманскую фракцию. Рамиевы были активными участниками национального движения в России. Выступали за равноправие татар, башкир и других народов с титульным населением страны. Принимали участие в создании партии «Иттифак аль-муслимин» (Союз мусульман).
Также Закир Рамиев входил в состав бюро Оренбургского мусульманского благотворительного общества «Жәмгыяте хәйрия», а с 1912 г. возглавлял Общество помощи нуждающимся учителям и шакирдам губернии. Дочь поэта Зайнап Рамиева-Валиева в 1910-е годы входила в руководство Оренбургского мусульманского женского общества.
Стоит отметить, что оба брата оказывали единовременную денежную помощь крупным медресе, были членами попечительского совета медресе «Хусаиния». После февральских событий 1917 г. Закир участвовал во Втором Всероссийском съезде мусульман, где был избран членом Назарята (министерства) финансов будущего временного национального правительства. А в июле этого же года он участвовал в Казани в работе Всероссийского мусульманского курултая.
Среди своих современников Закир и Щакир были известны как учредители газеты «Вакыт» («Время») и журнала «Шура» («Совет»). Также Мухамматзакир занимался издательством книг татарских писателей, был покровителем десятков национальных школ в Оренбургском крае, студентов-татар, учившихся в высших учебных заведениях России и зарубежных стран, строительства мечетей. С конца XIX в. братья Рамиевы активно участвовали в создании национальных школ на местах, обеспечении их хорошими учителями. В поселках и селах большинства приисков их жены организовывали школы, кружки рукоделия для девочек. В большинстве сел создавались библиотеки.
Первый номер газеты «Вакыт» вышел 21 февраля 1906 г. Вскоре она превратилась в самую читаемую, авторитетную в татарском обществе газету, которая уделяла много внимания проблемам образования, языка и литературы, культуры, приветствовала распространение музыкального искусства, последовательно защищала обучение в государственных школах. А первый номер журнала «Шура» вышел в печать 10 января 1908 г. И выпускался два раза в месяц. Редактором был Риза Фахретдин.
С появлением «Типографии «Вакыт» начали издаваться литературные, общественно-культурные, исторические книги и учебники. До конца января 1918 г. она принадлежала Рамиевым и выпустила более 150 книг.
Часть изданной в те годы в Оренбурге русской и казахской периодики тоже печаталась в «Типографии «Вакыт». Газета «Казах», имевшая большой авторитет среди казахов и внесшая значительный вклад в развитие самосознания своего народа, а также восемь книг на казахском языке — плод работы типографии Рамиевых. Там же печатались еще несколько татарских периодических изданий, в том числе и журнал «Карчыга» («Ястреб»).
Благодаря этой типографии, тридцать пять книг Ризаэтдина Фахретдина воспитательного, религиозного и исторического содержания увидели свет.
Осенью 1921 года после поездки в Оренбург на похороны умершей от тифа старшей дочери Уммугульсум Закир Рамиев тяжело заболел тифом и через неделю умер. Это случилось 9 октября 1921 года в городе Орске.
Ильмира Гафиятуллина, Казань