Издательский дом «Хузур» выпустил книгу татарского богослова, педагога, поэта и общественного деятеля XVIII века Таджуддина Ялчыгола «Рисаляи Газиза» («Послание Газизе»).
Это поэтическое сочинение было очень популярно в народной среде и до революции неоднократно издавалось массовыми тиражами. Автор назвал его в честь своей любимой дочери и обращается к ней с посланием, в котором повествует об основах Ислама, воспевает его этические и нравственные ценности.
Islam-today предлагает вниманию читателей отдельные главы из этого произведения.
Притча о шейхе Хабибулле
Рассказывают, что в одна тысяча сотом году по хиджре (1689 год по милади) жители Бухары погрязли в грехе, вконец обленились и отстранились от Ислама и поклонения Аллаху. Стал набирать силы бид’ат. Так продолжалось девять лет и бухарцы придавали значение бид’ату и скатились до той степени в своей духовном падении, что утеряли суть мусульманской религии. Однажды юноша торговал арбузами и дынями на городском базаре «Ристан». И этот юноша пришел к такой мысли, что горожане так низко пали и осквернились, что знамена святых праведников поблекли. Затем он взмолился со слезами прося помощи Всевышнего: «О, Боже! Сделай так, чтобы горожане вновь стали Твоими любимыми рабами, зарони в их души и сердца искорки знаний!» После этого в среду он отправился прочитать молитву на могиле святого Ходжи Багаутдина (здесь речь идет о Мухаммаде Накшбанди (1314-1389) – выдающемся богослове и основателе одноименного суфийского ордена). Находясь рядом с гробницей юноша прочитал много молитв, обращался к Аллаху. Через некоторое время на него нашла усталость и очи его заволок сон. Ему приснился Ходжа Багаутдин. Он предстал в воображении спящего в следующем обличии: среднего роста, голубоглазый, с бородой выкрашенной хной в красный цвет. Святой сказал юноше: «О, дорогой мой, ты отправляйся в Самарканд и найди там пастуха, который пасет коров. Он является моим мюридом и способен обучить тебя наукам, после чего тебе необходимо возвратиться в Бухару и приступить проповедовать истинную веру среди простых горожан».
После чего этот юноша проснулся и, не медля ни минуты, отправился в Самарканд. Там он разыскал пастуха, которого звали Андержан Суфи. К тому времени у него было множество учеников. Этот юноша, кстати, его звали Хабибулла стал прилежным мюридом у Андержана хазрата и усвоил от учителя много знаний. Прошли годы и вот однажды Шейх Андержан обратился к своим ученикам: «Кто из вас желает отправиться в Бухару наставлять людей в Ислам? Жители Бухары погрязли в невежестве и разврате. Там совсем не осталось истинных мусульман». Никто из мюридов не подал голоса, и все продолжали хранить молчание. Тогда шейх обернулся к Хабибулле и приказал: «Отправляйся в Бухару и проповедуй, собери вокруг себя учеников-мюридов. Я разрешаю тебе заняться этим благим делом». В ту пору Хабибулле было всего двадцать лет от роду.
Юноша ответил так: «О, шейх, не исполнить вашу волю – впасть в куфр. Только вот однажды во время меджлиса вы сказали: «Для того, чтобы стать настоящим проповедником-шейхом необходимо обладать четырьмя достоинствами: первое из них – острый ум, второе – богатство устной речи, третье – почтенный возраст и четвертое – материальный достаток, состояние… Из всего перечисленного я не имею ни одного достоинства».
Что было вполне объяснимо, ведь не имея умственных способностей, как можно заниматься обучением мюридов. Не обладая искусством слова невозможно построить общение с учениками и дать ответы на их вопросы. Солидный возраст нужен учителю, потому как юнец в этой ипостаси будет находиться в приниженном положении. Состояние необходимо для того, чтобы не быть зависимым от окружающих.
Услышав эти слова, шейх глубоко задумался и спустя час ответил юноше: «Сын мой, ступай и все что ты здесь перечислил, тебе будет даровано».
(Продолжение следует)
Islam-Today
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.