Фото: Anastasiia Gridneva/ shutterstock.com
В богатом многообразии татарской культуры мало какие явления отражают такое пересечение традиций, веры и общности, как практика «суннатчи бабая».
Этот термин, производный от слов «суннат», что в переводе с арабского означает «обрезание» и «бабай» – что означает «дедушка» на татарском языке, относится к особому ремеслу и уникальной социальной роли, которую выполняли пожилые мужчины, специализирующиеся на обрезании мальчиков.
Эта практика, распространенная до 1960-х – 1970-х годов, дает интересное представление о татарских обычаях, семейных обязанностях и передаче культурной самобытности.
Фото: Dario Lo Presti/ shutterstock.com
Обрезание имеет большое значение в исламской культуре, отмечая вступление мальчиков в сообщество верующих. Среди татар, этнической группы с глубоко укоренившимися исламскими традициями, обрезание является не только обрядом посвящения, но и основополагающим аспектом религиозной и культурной идентичности.
Традиционно это мероприятие являлось общим праздником, собиравшим семьи и соседей вместе для публичного признания нового статуса мальчика в обществе.
Фото: Aisylu Ahmadieva/ shutterstock.com
Долгое время, особенно в сельской местности, этот важный обряд выполняли специально обученные люди – суннатчи бабаи. Как правило, это были пожилые мужчины, которые пользовались уважением в своих общинах за их опыт и знание исламских обрядов.
Суннатчи бабаи не просто делали обрезание; они играли многогранную роль в деревне. Их работа часто начиналась с подготовки, которая выходила за рамки самого акта обрезания. Они взаимодействовали с семьей мальчика, рассказывая об обычаях и ритуалах, связанных с этим событием, и заверяя родителей в медицинских и духовных аспектах процедуры.
Сам процесс, как правило, был непродолжительным, но имел большое культурное значение. Во время совершения обрезания атмосфера часто была наполнена молитвами и общими благословениями. Друзья и родственники собирались вместе, чтобы поддержать ребенка и его семью, превращая мероприятие в праздник, который часто завершался угощениями и празднованием.
Значение имел не только акт обрезания; суннатчи-бабаи также сыграли важную роль в поддержании преемственности татарских традиций. Их присутствие гарантировало, что будущие поколения будут понимать и уважать свое культурное наследие.
Фото: ESB Professional/ shutterstock.com
Одно из самых ярких описаний этой традиции принадлежит известному татарскому писателю Гаязу Исхаки, который посвятил этому ремеслу произведение под названием «Суннатчи бабай». Через призму своего литературного творчества Исхаки запечатлел нюансы жизни в татарских деревнях и важность этих практикующих в обществе. Его работа нарисовала яркую картину местных обычаев и эмоциональных связей между семьями и суннатчи-бабаем.
Произведение Исхаки, вероятно, способствовало тому, что суннатчи бабай превратился из простого ремесленника в хранителя культурных ценностей, человека, чья работа выходила за рамки физического акта обрезания и затрагивала духовную жизнь общины.
Фото: ESB Professional/ shutterstock.com
Традиция «суннатчи бабай» начала угасать в середине XX-го века, поскольку модернизация и новые нормы в практике здравоохранения изменили ситуацию. С появлением более формализованных медицинских процедур и ростом числа профессиональных медицинских работников роль суннатчи бабаев сошла на нет.
Сегодня, несмотря на то, что в татарских семьях по-прежнему практикуется обрезание, все процедуры уже выполняются профессиональными хирургами. Тем не менее, наследие суннатчи бабая продолжает звучать, являясь свидетельством того времени, когда это ремесло и община были неразделимы.
Феномен суннатчи бабая является ярким напоминанием о богатых традициях, характерных для татарской культуры. Хотя сейчас он, возможно, существует в основном в воспоминаниях и литературных образах, культурное значение этой практики отражает более широкие темы идентичности, духовности и общности.
Фото: Ground Picture/ shutterstock.com
Поскольку современность меняет культурные ландшафты, изучение таких традиций побуждает задуматься о ценностях, которые объединяют сообщества, и о том, как они ориентируются во взаимодействии между наследием и переменами.
Что говорит ислам об обрезании?
Мухсин Нурулла