Ахмадхади Максуди – один из самых авторитетных представителей татарской интеллигенции первой четверти ХХ века.
Максудов Ахматхади Низаметдинович родился 28 сентября 1868 года в семье муллы в деревне Ташсу Казанской губернии (ныне Высокогорский район РТ).
Отметим, что в семье муллы Низаметдина родились две величайшие личности татарского народа – это Хади и Садри Максуди.
Ахмадхади получает первое образование в медресе своего отца, в 1881 году приезжает в Казань и поступает в одно из самых престижных медресе своего времени «Приозерное» или «Галлямия» и получает здесь образование на протяжении восьми лет.
После завершения обучения в 1890-1892 году Максуди начинает преподавательскую деятельность в этом же медресе. Молодой учитель, осознававший потребность в реформе системы обучения в медресе, в 1891 году совершает революцию в просвещении, включает в татарский алфавит шесть букв и издает алфавит «Мугаллим авваль».
Татарский богослов Нургали Хасанов: чему могут у него научиться современные мусульмане?
Данный учебник переживает 32 издания и используется для обучения не только детей татар, но и казахов, башкир, киргизов, узбеков. Муаллим, который понимал потребность новой системы обучения в медресе, введения правил поведения, составления и издания отвечающих современным стандартам книг для соответствия высшим учебным заведениям Европы и России, становится автором более 30 методических пособий и учебников религиозного и научного характера. Каждое из них переживает несколько изданий.
Позже, оценивая труды Максуди, ученый Д.Валиди скажет, что эти учебники были по-настоящему научными трудами в области изучения родного языка. Его «Алифба» и «Гыйбадат исламия» даже переводятся на арабский язык и используются в качестве учебного пособия в школах Египта.
В 1893 году Ахмадхади Максуди уезжает в Турцию и знакомится там с системой образования нового типа. Горевший мечтой издания татарской газеты Максуди вникает в процесс этого дела. По приезду из Турции он останавливается в Бахчисарае (Крым) по приглашению И.Гаспринского и начинает обучать в медресе Зынджирлы и работать в газете «Тарджеман».
В 1896 году Максуди возвращается в Казань и занимается написанием учебников и преподает. С 1892 по 1905 год горевший желанием выпускать свою газету Максуди обращается с просьбами в Главное управление по делам печати, но не получает разрешения. Наконец в 1905 году в связи с открывшимися возможностями после революции, он осуществляет свою давнюю мечту.
15 января 1906 года в свет выходит первый номер газеты «Йолдыз». С этого дня тираж газеты, которая в первые годы выходила раз в неделю, потом два раза в неделю и со временем стала ежедневной, достигает 8 тысяч.
Широкая география газеты «Йолдыз» свидетельствует о том, что она нашла своего читателя и занимала в жизни татарского народа большое значение. Издание выписывали в Казане, Оренбурге, Уфе, Самаре, Саратове, Вятке, Перми, Новгороде, Симбирске, Томске, Владимире, Тамбове, Смоленске, Екатеринославе, Петербурге, Спасске, Астрахани, Шуе, Ташкенте, Тобольске, Петропавловске, Семипалатинске.
Издание переживает годы черной реакции, сохраняет лицо в годы Всемирной войны и продолжает свою жизнь после Февральской революции. Как и другие представители татарской интеллигенции Максуди встречает февральскую революцию с большой радостью как победу народа.
Он возлагает большие надежды на свободу и надеется на национальное возрождение. Но надежды ученого не оправдываются, поскольку Октябрьская революция поворачивает мир в другом направлении. Относившийся с осторожностью, или даже скорее не принимавший Октябрьскую революцию, советскую власть и ее политику Максуди и его газета не смогли петь оды новой власти, как следствие, 30 мая 1918 года выходит последний 1895 номер просуществовавшей 12 лет газеты «Йолдыз».
Максуди был не только автором многочисленных учебников и неизменным редактором газеты «Йолдыз», а также известным общественным деятелем своего времени. Он является основателем первой татарской библиотеки в Казани – в феврале 1906 года открывается «Китапханәи исламия» и до 1923 года Максуди был заведующим этого учреждения.
Камиль Самигуллин: «Мы должны гордиться нашими богословами и быть похожими на них»
Максуди – один из основателей партии «Иттифак аль-Муслимин», человек, который участвовал в работе всех его съездов. Какое-то время он являлся секретарем по делам школ и медресе данной партии, а также был членом Казанской городской думы и выступал в собраниях думы при рассмотрении вопросов в данной сфере.
Несмотря на то, что И.Рамиев и некоторые его современники обвиняли Максуди в мягкости, когда дело касалось важных вопросов, он был принципиальным. Например, 22 мая 1914 года, когда в думе рассматривался вопрос об установлении праздничных дней, с другими гласными в знак протеста за отказ рассмотреть пятничный день как выходной для мусульман, Максуди покидает зал собрания думы.
Воспринявший как большое горе для народа Первую Всемирную войну Ахмадхади Максуди в августе 1914 года становится одним из основателей Мусульманского комитета для оказания помощи родным погибших на войне и раненным солдатам. В эти годы Комитет, основанный совместно с муллой С.Иманколый, ведет активную работу по облегчению положения раненных солдат.
После октябрьской революции, знавший около 6 языков, имевший 30 лет стажа, издавший около 30 учебников, имевший 12 летний опыт в журналистике, известный в татарском мире педагог и ученый становится ненужным советской власти.
В 1927 году советская власть определяет ему пенсию под грифом «пожизненно» в размере 50 рублей. Максуди был вынужден обучать арабскому языку в институте педагогики, а потом работать в книжной артеле. Даже в таких условиях он не прекращает свою научную деятельность. В 1927 году Максуди издает первый татарский энциклопедический словарь «Фәнни камус», который и сегодня не потерял своей научной актуальности.
Преследования после революции не обходят стороной и Максуди. Его берут под арест в январе 1933 года и обвиняют в организации Всесоюзной партии социал-фашистов, в ведении антисоветской деятельности, шпионаже в пользу Турции и в поддержании связей с С.Макусуди, Г.Исхакый, Ф.Туктаровым. Максуди отправляют в ссылку на три года в город Вятка. В ссылке Максуди не прекращает свою научную деятельность и пишет труд, посвященный восточной философии – «Восточная логика» и переводит ее на русский язык. Это – первый труд о философии на татарском языке.
Спустя три года Максуди возвращается в Казань. Но не долго он пробудет на свободе. В январе 1937 года его снова обвиняют в контрреволюционной деятельности и берут под арест. Несмотря на все трудности, которые он терпит в тюрьме, Максуди не идет наперекор своей совести и не дает показаний против своих единомышленников – других представителей татарской интеллигенции.
20 января 1939 года дело против Максуди приостанавливается из-за ухудшения его состояния здоровья. После освобождения Максуди живет недолго. Он скончался 28 июня 1941 года. Его похоронили на Татарское кладбище в Ново-Татарской слободе Казани рядом с могилой Тукая.
Один из самых известных и авторитетных личностей в истории татарского народа в период до октябрьской революции, позже признанный врагом народа, Ахмадхади Низаметдинович Максудов был оправдан и признан невиновным в 1995 году на основании закона РФ 1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий».
Ахмад Хади Максуди - человек, который облегчил письмо тюрков России