А вы знаете, что татары попали в Финляндию только в конце XIX века? А в курсе, что пришли они туда из Нижегородской губернии? Как думаете, к какой социальной прослойке принадлежали эти татары? Отличается ли культура финских татар от казанских? Как местные татары сохраняют собственную идентичность, находясь далеко за пределами своей исторической Родины? С особенностями основания первой исламской общины и татарского культурного общества можно познакомиться в первой части материала.
Культура и творчество
Пожалуй, одним из самых ярких представителей творческой интеллигенции татарской диаспоры в Финляндии является Дениз Бадретдин – финский татарин, бизнесмен и музыкант. Музыкальную карьеру он начинал в 70-х годах в Хельсинки вместе с татарским рок-ансамблем «Башкарма». В 1992 году основал собственную группу - «Kazan Gruppasi Bedretdin» (сокращенно «KGB»), в репертуаре которой, как традиционная татарская музыка, так и композиции собственного сочинения.
Спорт
В 1934 году молодые ребята из среды финских татар собрали свою футбольную команду «Алтын Урда» («Золотая Орда»). После Второй мировой войны в Хельсинки было основано самостоятельное спортивное общество «Йолдыз», которое существует и поныне.
Главная его гордость – футбольная команда, которую называют по имени клуба, на майках футболистов запечатлен полумесяц и звезда. Многие из членов «Йолдыза» прославились на всю Европу, их приглашали в известные финские команды. Круглый год «Йолдыз» организует дни спорта, ещё одна ежегодная традиция – Сабантуй.
Сохранение этнической идентичности и менталитет современных финских татар
Из всех зарубежных татарских диаспор финская община татар – наиболее организованная и самая активная. О дисциплине и строгой регламентации действий можно судить хотя бы по одному красноречивому факту: имя каждого члена махалли, в том числе каждого нового, его родных и близких чётко зафиксировано.
В диаспоре существует своя иерархия и структура: наиболее важные решения принимаются советом общины, текущие вопросы, в том числе, социальные проблемы членов общины, выпуск новых книжных изданий и полиграфической продукции, проведение религиозных обрядовых действий, спортивная деятельность и прочее решают специальные комиссии при махалле.
Татарам Финляндии удалось утвердиться на влиятельных позициях в экономической и культурной жизни страны в качестве предпринимателей, врачей, юристов, инженеров, преподавателей. Они полностью интегрировались в финское общество, при этом сохранив свою культуру, обычаи и традиции.
Одним из важнейших факторов, позволивших сохраниться татарам как единой общности в Финляндии, стала культура, религиозная составляющая нации. Преподавание основ Ислама, религиозные праздники, участие в обрядах – всё это является важной частью жизни общины, повышает самосознание молодёжи, помогает осознать свою этническую идентичность.
Один из определяющих факторов успешности финской татарской диаспоры – автономность от государства.
Безусловно, развитие культуры невозможно без влияния извне и связующих мостов - в 60-х годах во времена хрущёвской «оттепели» возобновилось общение финских татар с исторической родиной: тогда впервые в гости в общину были приглашены художники, певцы, музыканты и учёные.
Иногда татарская община пополняется новыми членами, обязательное условие – свободное владение татарским языком. Если член общины женится или выходит замуж за представителя другой национальности, вход на все собрания махалли будет разрешен лишь одному человеку – члену общины. Тем самым члены диаспоры хотят сохранить свой язык и культуру, условия крайне жёсткие, но и так же крайне необходимые, считают они. В последнее время появилась новая тенденция – специальные вечера для смешанных семей, где гостей знакомят с особенностями татарской культуры, традициями и обычаями.
Подытоживая всё вышесказанное, можно выделить четыре основных условия, позволивших диаспоре финских татар сохранить свою национальную и культурную идентичность:
- Полная экономическая автономность от государства. Принцип цивилизованных общественных институтов развитого гражданского общества: «инициатива не сверху, а снизу».
- Ислам как неотъемлемый компонент идеологической и духовной жизни общины. Осознание сопричастности к своему этносу начинается с первых дней жизни человека и закладывается через религию на самом глубоком уровне ментальности.
- Замкнутость и дисциплинированность общины. Всякое влияние иной национальной культуры рассматривается как угроза для сохранения идентичности. В семье строго следят за тем, чтобы дети разговаривали только на татарском языке.
- Культурные связи с Татарстаном и татарами всего мира.
Ильмира Гафиятуллина