А вы знаете, что татары в Финляндии оказались в конце XIX века? А знаете, что пришли они туда из Нижегородской губернии? Как думаете, к какой социальной прослойке принадлежали эти татары? Об этом мы расскажем вам в очередном материале, посвящённом татарам, проживающим за пределами Республики Татарстан.
В 1809 году в результате русско-шведской войны (1808-1809) Финляндия была присоединена к Российской Империи. Тогда в своём манифесте Император Александр I объявил о вечном и безвозвратном присоединении Финляндии: «В чреде народов, Скипетру российскому подвластных и единую Империю составляющих, обыватели новоприсоединенной Финляндии с сего времени восприяли своё место навсегда».
В гарнизоны российской армии были направлены татары для строительства военных крепостей на Аландских островах и островах возле Хельсинки. Почти все из них по окончании строительства вернулись в Россию. Сейчас об их пребывании свидетельствует лишь исламское кладбище в Бумарсунде.
Предки нынешних татар пришли в Финляндию из двух десятков деревень Сергачского уезда Нижегородской губернии в период с 1870-х до середины 1920-х годов. В основном это были купцы, торговавшие мехами, кожей, тканями и одеждой, ездившие сбывать товар сначала в Петербург, а затем в Выборг, постепенно осваивая и другие районы Финляндии.
Хорошие условия для торговли не могли не привлечь большое количество татарских купцов. На рубеже XIX-XX веков здесь стала формироваться небольшая татарская община.
Основание первой исламской общины и татарского культурного общества
В 1925 году в Хельсинки была основана первая исламская община, а спустя десять лет появилось Татарское культурное общество, которое, помимо религиозных праздников и обрядов, начало устраивать культурные мероприятия со спектаклями, народной музыкой и танцами, декламацией стихов.
После окончания Второй мировой войны выборгские татары переселились в Тампере и Хельсинки. Именно в Тампере в 40-х годах была основана вторая община татар. Вскоре появились меньшие по численности общинные группы в Котке, Турку, Раума, Пори и в других городах.
В 1948 году в Хельсинки начала работать татарская начальная школа, финансирование которой осуществлялось на долевых началах за счет Исламской общины и городского муниципалитета. С пришедшей в 1969 году общеобразовательной реформой работа татарской школы, к глубокому сожалению, оказалась невозможной, так как учеников было слишком мало для получения государственных субсидий.
На сегодняшний день во всех городах Финляндии, где живут татары, имеются воскресные татарские школы. В них дети членов общины изучают родной язык, узнают культуру и историю татарского народа. Кроме того, с 50-х годов открылся татарский детский сад.
В 70-х годах прошлого века финские татары были объединены в две организации – «Общество имени Г.Тукая», созданное профессором Хельсинкского университета Гумаром Дахером, и национально-религиозное общество финских татар «Исламия», руководителем которого являлся крупный торговец мехами и пушниной Осман Али. В настоящее время эти организации практически слились в одну.
После смерти Гумара Дахера руководителем татарской диаспоры в Финляндии остался его сын Окан Дахер. В свою очередь татарская молодёжь создала собственную организацию - «FTB» («Fin tatar birligi»), основной задачей которой является решение культурологических проблем.
Бережное отношение ко всему, что связано с национальной историей, культурой, языком и обычаями, свойственное татарской диаспоре в Финляндии, проявляется и в активных научно-культурных связях с Татарстаном. Так, к примеру, в своё время на сцене Татарского государственного академического театра им. Г.Камала с успехом прошел спектакль «Галиябану», поставленный актёра молодёжного самодеятельного театра из Хельсинки.
Совместные творческие работы финских татар и наших соотечественников были показаны в Нью-Йорке и Сан-Франциско. Общество «Исламия» часто приглашает в гости татарстанских деятелей науки, культуры и искусства. Известный архитектор-дизайнер из Хельсинки Первин Имадитдин была приглашена к участию в реставрационных работах исторического центра Казани к 1000-летию столицы.
Как же живут финские татары? Отличается ли их быт?
Татары Финляндии всегда уделяли огромное внимание семье. В деле сохранения родного языка главная роль исторически принадлежит родителям. Вместе с ними ответственность за воспитание ребёнка разделяют бабушки с дедушками и прочие родственники.
Несмотря на то, что в повседневной жизни татары Финляндии разговаривают, как правило, на финском языке, в семье общение происходит только на татарском. При махалле существует своя учительская организация. Раз в неделю родители приводят маленьких детей в детский сад, где их учат сказкам, стихам и песням на татарском языке.
Ребята школьного возраста регулярно посещают воскресные школы, где им преподают родной язык и основы ислама. После окончания занятий в школе дети едут на 2-3 недели в летний лагерь. Здесь школьники из Швеции, Германии, Турции, США, Канады, а в последнее время и из Татарстана изучают язык, культуру и историю татар. По окончании курсов проводится большой Сабантуй, на который приглашаются родители и друзья, бабушки и дедушки.
На собственные средства махалля выпускает книги, в том числе, сказки, стихи учебники для детей, сборники песен для старшего поколения и многую другую литературу, позволяющуюся ознакомится с культурой татарского народа. Само собой, все тексты отпечатаны на основе латинской графики.
Учебные пособия по татарскому языку представлены в основном татарстанскими изданиями, выпущенными в советское и постсоветское время. Кроме перевода учебного материала с кириллицы на латиницу, существует ещё одна непростая проблема – его адаптация к особенностям речи финских татар.
В целом стоит отметить высокую степень образованности членов татарской общины – приблизительно в два раза выше, чем у среднего жителя Финляндии. Помимо родного татарского, отмечается знание таких языков, как финский, шведский, татарский, турецкий, английский.
На сегодня финская диаспора татар насчитывает около 900 членов, среди которых есть представители крупного бизнеса и государственные чиновники. Среднестатистический представитель махалли приходит на встречи общины дважды в месяц.
Главная цель, так называемых, «чай Кичине», то есть чаепитий, - душевное общение и обмен мнениями. Самодеятельные ансамбли песен и танцев, небольшая театральная труппа готовят культурные программы с чтением стихов, шуточными сценками, выступлением профессиональных и непрофессиональных исполнителей.
Продолжение следует...
Ильмира Гафиятуллина