«Хранители религии»: какой была роль имама в дореволюционной России

Структура дореволюционной России в исторической науке именуется общим термином – мусульманское духовенство. В энциклопедиях оно обозначается так: «мусульманское духовенство – это условный термин, применяемый для обозначения совокупности лиц, выполняющих в исламе функции организации культа и разработки догматической и религиозно-правовой доктрины.

В исламе, в отличие от других мировых религий, нет особого духовного сословия, обладающего Божественной благодатью, как нет и института церкви, служащего посредником между верующими и Богом (лишь в шиитском исламе признается особая связь «людей веры» с Божеством и имеется более четкая иерархия служителей культа). Поэтому среди мусульман на основе шариата теоретически любой совершеннолетний мусульманин, обладающий достаточным знанием, здоровьем и морально-нравственным авторитетом, с согласия верующих может руководить религиозной жизнью мечетского общества без специальной процедуры посвящения в сан (как, например рукоположение у христианских священнослужителей), не приобретая при этом никаких социальных привилегий».

Муфтий и кадий: какими привилегиями обладало высшее мусульманское духовенство в Российской империи

В Урало-Поволжье, Крыму, Кавказе, Казахстане, Средней Азии до присоединения этих территорий к России прихожане избирали и переизбирали своих духовных наставников, в зависимости от уровня знаний, моральных качеств и рода основной деятельности без согласительных процедур с властями. После учреждения Екатериной II ОМДС в 1788 году этот процесс также продолжился, но осложнился добавлением бюрократических процедур, вследствие чего духовному лицу приходилось получать разрешение у ОМДС и губернских властей. Впоследствии они стали называться «указными муллами» и приобрели особый статус, став аналогом православного духовенства.

По мнению видного исламоведа Д.Ю. Арапова, российские власти «делали попытку устроить нечто вроде «Русской Исламской церкви» наподобие православия». Сами представители мусульманского духовенства к этому относились с неодобрением.

В целом традиционный характер мусульманского духовенства сохранился, несмотря на определение особого статуса и сословия в имперском законодательстве. Довольно интересно это отмечал Я.Д. Коблов: «В исламе, по своему характеру не столько религиозной, сколько гражданской общине, нет иерархии в общепринятом смысле, как в других религиях, нет посвящения, нет и таинств. То, что исполняет мулла, все религиозные обряды, может исполнять всякий мусульманин, если только он умеет это делать, т.е. если он грамотен, знает обряды, молитвы.

От абызов до магометанского собрания: кто выполнял роль мулл после завоевания Казанского ханства?

Мулла – это то же, что наставник у наших старообрядцев-беспоповцев или пастор у протестантов. Каких-либо особенных духовных полномочий он не имеет. Исключительное же его положение среди мусульман обуславливается тем, что он знаток религии и может быть потому руководителем в религиозных делах мусульманской общины, на что уполномочивается и гражданскою властью».

Под словом «имам», «мулла» в первоначально подразумевался руководитель молитвы в мечети, но в условиях российской действительности этот термин трактуется более широко. Наиболее общим определением, принятым в историографии, является следующее – «глава мусульманской общины махалля». Имам призван «охранять религию», управлять мирскими делами общины, следить за правильностью воплощения принципов религиозного закона в жизни общины.

Таким образом, с начала распространения ислама в Поволжье татарское мусульманское духовенство прошло несколько этапов формирования. Первоначально зародилась махалля – мусульманская община. Далее структура усложнилась. Усиление роли ислама в обществе привело к появлению муэдзинов, мулл, религиозных учителей, ученых и других представителей мусульманского духовенства, роль которых во все времена остается важной и необходимой для полноценного функционирования и развития народа, общества и государства.

Амишев Р.И.

Социальные комментарии Cackle