На IV Всероссийском Форуме татарских религиозных деятелей была принята Концепция «Ислам и татарский мир». В дискуссии, развернувшейся на страницах Islam-Today в связи с Концепцией, принимают участие крупные ученые и религиозные деятели, педагоги и писатели. Какое значение придается в этом важном документе сохранению традиционных мусульманских религиозных ценностей, каковы пути сбережения духовно-нравственных и культурных традиций татарского народа? Какое место в Концепции занимают вопросы, касающиеся наследия великих ученых и религиозных деятелей прошлого? Своими размышлениями на сей счет делится доктор филологических наук, профессор Казанского федерального университета Хатип Юсупович Миннигулов:
— Сразу же следует подчеркнуть важность и злободневность обсуждаемой Концепции. На наш взгляд, Духовное управление мусульман РТ, выступившее с инициативой разработки и принятия этого документа, заслуживает поддержки и одобрения. Ведь в Концепции нашли отражение все аспекты религии Ислама и его особое место в истории и культуре татарского народа. Заслуживает внимание всесторонне и разноплановое освещение сути проблемы. Шариат наложил большой отпечаток на обычаи и традиции татар, материальную и духовную культуру нашего народа. И что особенно примечательно разработчики Концепции комплексно подошли к рассмотрению Ислама, рассмотрев его через призму истории татарского народа, богословские школы, влияния Ислама на нацию, взаимоотношения мусульман с властью, их отношение к иным верованиям, экономические аспекты Шариата, вопросам исламского образования и объединения в общину при мечети, так называемую, махалля и другие актуальные вопросы.
Большой интерес вызывает исторический аспект Концепции.
Традиционно в нашей исторической литературе и исследованиях говорится о том, что Ислам был официально принят нашими предками в 922 году. И в то же время есть исторические данные о том, что мусульманство уже задолго до этой даты распространилось и племена, населявшие Золотую Орду, исповедовали Ислам. Крупные ученые и исследователи такие, как Азгар Мухаммадеев и Равиль Фахрутдинов, проводя археологические раскопки, обнаружили множество доказательств этому. Общепризнанный факт, что Ислам почти за столетие до принятия волжскими булгарами, а именно в 737 году был объявлен государственной религией Хазарского каганата, так называемой Хаза́рии (650—969) — средневековом государстве, созданном кочевым народом — хазарами. Территория его простиралась по Предкавказью, Нижнему и Среднему Поволжью. Так что упомянуть сей факт в Концепции хотя бы вскользь, на наш взгляд, было бы уместно.
Следующий момент, на который хотелось бы обратить внимание, это вопросы терминологии. В литературе, здесь я имею в виду, исследования на татарском языке, допускаются разного рода интерпретации, заимствований из арабского языка таких, как «сахаба», «вакф», «фикх» и подобные термины. Старотатарское письмо на основе арабского алфавита не давало повода для разночтений, так как полностью отражало фонетические особенности этих слов, чего не скажешь о кириллице, а потому множество вариантов и отступлений от орфоэпических норм языка.
И здесь на помощь приходят словари. Один из надежных и авторитетных справочников это «Арабско-татарско-русский словарь заимствований» М. И. Махмутова, К. З. Хамзина и Г. Ш. Сайфуллина. Так как в его составлении принимали участие лица, в свое время обучавшиеся в медресе и прекрасно владевшие арабским и персидским языками. В тексте также встречаются порой личностные оценки разработчика по тому или иному поводу, что, конечно же, недопустимо в официальном документе.
Среди положительных моментов, на которых следует акцентировать внимание, это адекватное и непредвзятое отношение как к джадидизму, так и к кадимизму. До недавнего времени восхваляя сторонников реформ в мусульманском образовании, то есть первых, наши исследователи напрочь отрицали роль кадимистов, изображая их лишь в темных тонах. А ведь в действительности, благодаря последним и их твердой позиции удалось сберечь многие духовные ценности прошлого, сохранить их целостность. Ведь под влиянием реформ и нововведений они могли быть безвозвратно утеряны.
В Концепции, на наш взгляд, подробно и довольно обстоятельно изложена система неформальной приходской организации — махалли, которые традиционно имелись при каждой мечети. Учитывая то обстоятельство, что в настоящее время идет работа по возрождению махальли, ведется разработка принципов, на которых она строилась, направленность ее на решение социальных вопросов, система ее взаимоотношений с властью и многое другое, безусловно, имеет большое значение в жизни общества. В части статистических данных, представленных в соответствующем разделе, на наш взгляд, не учтено то обстоятельство, что в Казанскую губернию входила обширная территория, охватывающая 12 уездов, а потому сопоставлять ее с территорией нынешнего Татарстана нелогично и при подсчете количества приходов-махальля это следовало бы принять во внимание.
Вот на такие соображения подвигли нас разделы Концепция «Ислам и татарский мир».
Рустем Магдеев, Казань
Полезная информация? Пожалуйста, сделайте репост!