Фото: Ислам-тудей
Есть один дорогой каждому татарскому сердце образ – бабушки, ее ласково еще называют «ак эби» – мудрой и опытной пожилой женщины, которая с любовью пожурит, накормит, напоит чаем и даст жизненный совет.
Татарская абыстай полна достоинства, спокойна, обладает ясным и светлым умом. Это не слабые бабушки, а сильные и волевые женщины со стержнем и добрым сердцем. К ней обращаются за советом житейским и духовным, ведь даже взрослому человеку хочется побыть ребенком, чтобы его погладили по голове и сказали, что все будет хорошо.
Фото: Ислам-тудей
На плечи этой хрупкой женщины в белом платке, юность которой, как правило, пришлась на трудные времена, возложена великая миссия – сохранение семейных, культурных и духовных ценностей. Она как связующее звено между прошлым и будущим, несущий в себе идеал нравственности.
Абыстай – феномен, присущий только татарскому народу. Это грамотная и образованная женщина со знанием традиций, обычаев и религии, подкрепленным большим жизненным опытом. Абыстай – деятельная и активная женщина, авторитет которой неоспорим. На любом маджлисе – она во главе стола с кучей жизненных советов и наставлений для каждого участника мероприятия.
Фото: Ислам-тудей
Изначально абыстай называли жену религиозного деятеля, имама или хазрата. Но когда в годы ВОВ мужчин в городах и селах не осталось, миссия сохранения и передачи духовных ценностей перешла к женщинам. Они обучали девочек – матерей народа основам ислама, нравственности, чтению Корана, намазу.
В советское атеистическое время они вновь стояли на страже религии. Именно в домах абыстаев организовывались медресе и мечети для женщин и детей. В каждой деревне была своя абыстай и свое медресе, благодаря которым и сохранилась религия.
Имена таких абыстай сохранились в памяти татарского народа. Всем известно имя Рашиды абыстай Исхаковой, которая сыграла одну из главных ролей в возрождении ислама и просветительском движении среди татар в России.
Фото: Ислам-тудей
Рашида абыстай за более чем 40 лет обучила множество женщин основам ислама. В советское время она делала это скрытно у себя на дому в поселке Мирный. Ее сын Гусман Исхаков много лет возглавлял Духовное управление мусульман РТ, зять Габдулла Галиуллин также был муфтием РТ.
Рашида абыстай выпустила десятки книг по исламу и аудиодиски с проповедями. Самая популярная ее книга «Правила чтения намаза» переиздавалась на протяжении 27 лет.
Фото: Ислам-тудей
Эта отважная женщина была наставницей многих мусульманок. Жена первого президента РТ Минтимера Шаймиева была ученицей Рашиды абыстай.
Рашида абыстай прожила долгую и благодатную жизнь, посвятила свою жизнь служению исламу, наставила огромное количество людей и оставила после себя большое и праведное потомство. Эта мумина воспитала шестерых детей, около 120 внуков, правнуков и праправнуков — все в исламе.
2 августа в ДУМ РТ прошло заседание первого форума татарских абыстаев. В собрании приняли участие руководительницы территориальных союзов мусульманок из 35 районов Татарстана и абыстаи из всех мечетей Казани. На повестке дня стояли вопросы по определению приоритетных направлений деятельности татарских абыстаев и обмен опытом.
Форум открылся с чтения Куръана в исполнении первого заместителя директора медресе «Мухаммадия», имама-хатыйба мечети «Гаиля» Рустама хазрата Хайруллина. Затем с приветственными словами и напутствиями выступил муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин.
Фото: elements.envato.com/ 2ikononova
Он отметил высокую роль, отведенную женщинам в исламе: множество хадисов и риваятов о сунне Пророка ﷺ, в особенности о тахаджуд намазах, омовении, питании и прочем передали его супруги. Он также напомнил, что среди мусульманских женщин было много ученых.
Например, один из фундаментальных трудов в Ханафитском мазхабе по фикху— «Аль-Фатава аль-Хиндия» была написана дочерью в память о своем отце. Приводя примеры истинного таква и ахляка в женщинах из истории, Камиль хазрат пожелал успехов абыстаям в продолжении своей деятельности по пути великих мусульманок.
Руководитель отдела по работе с женщинами ДУМ РТ и Союза мусульманок Татарстана Наиля ханум Зиганшина, рассказывая о работе современных абыстаев, также сравнила их инициативы с начинаниями таких выдающихся женщин как Фатиха Аитова и Махруй Галиева и призвала их не сбавлять темпы и активность на выбранном пути.
Фото: Ислам-тудей
Стоит отметить, что в Татарстане районные союзы мусульманок функционируют с 2005 года. За это время у абыстаев сложился опыт деятельности в таких областях, как религиозное просвещение населения, укрепление семейных ценностей, сохранение татарско-мусульманских традиций, воспитание детей и молодежи и пр. В ходе сегодняшнего собрания мусульманки обсудили то, как повысить эффективность работы в этих и других направлениях.
Результатом форума стало принятие резолюции. В ней, в частности, отмечается о необходимости создать семейные центры «Хэерле гаилэ» в районах республики, продолжении производства татарско-мусульманской одежды, а также обращений в адрес руководителей различного уровня с вопросом о запрете продажи алкоголя на национальных праздниках и др.
Фото: elements.envato.com/ vvoennyy
Ясмин Нуриева