А вы знаете, что в Казахстане на самом севере стоит один город, в судьбе которого особую роль сыграли татары? В далёком 1752 году, на рубеже Российской империи был возведена Петропавловская крепость, которую впоследствии заселили татары, развив там торговлю, обустроив свои дома и облагородив улицы города.
Ранее мы рассказывали вам о становлении в этом городе Татарской слободы, об истории уцелевшей и продолжающей принимать прихожан татарской мечети. А сегодня героем нашей публикации станет целая семья Яушевых, которые не только занимались распространением знаний об Исламе, но и были прямыми потомками князя Яуша, оборонявшего Казань от войск Ивана Грозного.
Одной из известных личностей Петропавловска был татарин Яушев, который в далёком от нас 1904 г. стал первым в истории инициатором первого прошения мусульман в адрес Премьер-министра Российской империи С. Ю. Витте о даровании им политических и гражданских прав. В 1917 г. также с подачи Яушева и при его непосредственном участии лидеры мусульманской общины города также поставили вопрос о культурной мусульманской национальной автономии.
В начале XX века в доме жены ахуна Яушева проходили традиционные и полюбившиеся всем литературные вечера, где татарская молодёжь с удовольствием не только декларировала поэтические произведения на родном языке, но и читала Коран.
В это же время появилась и татарская театральная труппа, одной из первых постановок которой стал спектакль «Кайныш» («Не родной брат»). Деньги, собранные с представления, пошли на финансирование школ для девочек. В дальнейшем в городе появляется и свой татарский театр. На его сцене ставились «Галиябану» М.Файзи, «Иль», «Булат баба», «Хан кызы» К.Тинчурина, «Тагир-Зухра» Ф.Бурнаша, драма Шиллера «Коварство и любовь», мелодрама турецкого поэта и драматурга А.Тархана «Хиндлы кызы».
Но с приходом к власти большевиков все мечети и медресе подлежали закрытию. В 1920-е гг. была предпринята попытка организовать при мечетях религиозные курсы, вначале двух-, а потом и четырехгодичные. Программа курсов, как гласят исторические документы, предполагала обучение юношей, достигших 18 лет, мусульманскому праву, толкованию Корана и арабскому языку. Однако попытки не увенчались успехом, и в 1925 г. курсы были закрыты, а организатор курсов мулла Бикбаев и во всё подвергся преследованию.
Но вернёмся к династии Яушевых, которые вызывают у нас немалый интерес. Вообще это семья – одни из самых заметных представителей династии предпринимателей и общественных деятелей, которые большую часть своей жизни жили в Троицке. Что интересно, основателем рода Яушевых был арский князь Явуш (Яуш-бий), который командовал отрядом конницы во время обороны Казани в 1552 году от войск Ивана Грозного.
После взятия Казани и перейдя в дальнейшем на военную службу Московскому царству, Яушевы смогли сохранить свой княжеский титул и привилегированное положение. Если обратиться к записям «Писцовой книге Казани» от 1568 года, то можно среди горожан найти упоминание о «служилом татарине» Кадыше Яушеве.
Между прочим, племянник Кадыша – Семей Багишев в 1628 году грамотой царя Михаила Фёдоровича был пожалован на княжение. Во владении Багиша имелись обширные земельные владения, которые простирались по Алатской и Ногайской дорогам Казанского уезда.
Но уже во второй половине XVII века княжеский титул Яушевых был потерян, поскольку они отказались принимать православие, что было одним из обязательных условий вхождения в российское дворянство татарских мурз и биев.
Отказавшись сменить вероисповедание, Яушевы перешли в податные сословия (купечество и крестьянство). В конце XVIII века они проживали в Казани, Арском уезде Казанского и Бугульминском уезде Уфимского наместничеств.
Потомок князя Яуша в восьмом поколении Гайса сын Мухаммат-Юсуфа переехал в г. Троицк из Казанской губернии. Именно благодаря ему была построена третья каменная соборная мечеть в г. Троицке. В 1864 году он перешел из 1-го во 2-й мусульманский приход Троицка и опекал эту мечеть до самой своей смерти в 1870 году. С этого времени наследственными попечителями храма и его учебных заведений стали потомки Гайсы (шесть сыновей и три дочери), которые и продолжили семейный бизнес.
Среди них наиболее интересен для нас старший отпрыск Ахметжан, который после смерти отца в 1870 году приобрёл в Троицке кожевенный завод и начал выделывать кожу сорта «булгари», после чего в том же году вместе с троицким ахуном А. А. Рахманкуловым совершил хадж в Мекку.
Благодаря его детям и внукам фамилия Яушевы известна как династия, жертвовавшая большие сумы на развитие и распространение мусульманского образования. Часть сыновей Ахметжана продолжала активное освоение среднеазиатских рынков, наладив каналы поставки и сбыта, модернизировав производство, создав крупную торгово-промышленную группу, которая вошла в число признанных лидеров татарского национального капитала.
Именно они стали основателями Торгового дома «Братья Яушевы», известного в те времена по всему миру. В 1895 году оборот Торгового дома братьев Яушевых только по продаже тканей составлял 4,3 миллиона рублей, из которых 1,5 миллиона рублей приходилось на их ташкентское отделение.
Помимо ведения успешной торговой деятельности, Братья Яушевы также не забывали и о сферах общественной деятельности, жертвуя немалые средства на благотворительные цели: сооружение мечетей, финансирование существующих и открытие новых учебных заведений.
В 1898 году они стали одними из инициаторов создания Троицкого мусульманского благотворительного общества и внесли на образование его первоначальный капитал в размере 6000 рублей. С 1901 года и до самой смерти Абдулвали Яушев был председателем этой организации, а его брат Муллагали состоял почетным членом. Какую цель перед собой ставило это общество?
Если верить архивным документам, что основной задачей новосозданного общества стало «доставление средств к улучшению материального и культурно-нравственного состояния мусульман г. Троицка и его окрестностей».
Деятельность организации была разносторонней и включала такие аспекты, как оказание помощи голодающим в районах, пострадавших от неурожая, адресной поддержки неимущим, финансирование шести мусульманских школ города, открытие бесплатной библиотеки-читальни, сиротского приюта, благоустройство мусульманского кладбища г. Троицка и другие аспекты.
Раз уж речь зашла о благотворительном аспекте деятельности семьи Яушевых, то нельзя оставить без внимания их роль в строительстве мечетей. Так, в 1893 году на пожертвования Яушевых в Кустанае была возведена первая мечеть, а в 1894–1895 годах Абдулвали Ахмеджанович построил на собственные средства здание шестой мечети г. Троицка с комплексом учебных и хозяйственных зданий. В 1901 году весь этот комплекс был подарен местным прихожанам. В 1900 году Торговый дом братьев Яушевых отремонтировал за свой счёт мавзолей Ахмада Ясави в г. Туркестан.
В 1899 году один из мужчин династии Яушевых – Мухаммедшариф – отписал 35 000 рублей для образования вакуфного фонда, средства которого должны были тратится на содержание второй мечети г. Троицка и медресе «Мухаммадия». Часть средств завещал для строительства ещё трёх мечетей, часть – для выплаты фидия, а часть оставил на покрытие расходов для совершения хаджа за него другим человеком в случае если он умрёт раньше, чем выполнит одно из предписаний Ислама.
После смерти Мухаммедшарифа его сын и брат из общего капитала выделили по 5000 рублей каждый на сооружение мечетей в д. Ключи-Сап Царевококшайского уезда (1907), д. Акзегитовой Цивильского уезда Казанской губернии (1909) и седьмой мечети в Кузнецовской слободе г. Троицк (1912). Всего же за 1907–1917 годы было потрачено 19281 рублей на нужды 2-го мусульманского прихода Троицка: зарплата учителям и пособие бедным шакирдам, ремонт мечети и медресе, уборку помещений, возку воды, покупку дров, свечей и других хозяйственные цели.
Что касается религиозного образования, то именно Яушевы, разумеется, в тесном сотрудничестве с имамами Троицка, были инициаторами и пропагандистами реформирования системы мусульманского образования на Южном Урале. Они открыли джадидские школы в Троицке, Верхнеуральске, Кустанае, Троицком и Челябинском уездах, выплачивали пособия учителям новометодных школ.
В качестве попечителей II мечети г. Троицка в 1896 году Яушевы реформировали приходское медресе «Мухаммадия», введя в учебный план светские дисциплины. Все эти изменения позволили медресе стать одним из лучших мусульманских учебных заведений на Урале.
Ильмира Гафиятуллина
Также по этой теме читайте:
Татары Казахстана. Тайна "Дома невесты"
«Без татар Петропавловск остался бы прозябающей деревней на веки веков»
Конфессиональная политика Екатерины II в казахской степи