Следует отметить, что религиозные обряды муллы совершали только в своих приходах. Прихожане обязаны были для проведения религиозных обрядов приглашать только муллу своего прихода, к которому они относились. Но были случаи, когда из-за личной неприязни или по каким-либо другим причинам приглашались муллы других приходов, что вызывало большие споры и разногласия.
Например, в 1914 году в д. Ахметово Тетюшского уезда между муллами двух мечетей Абдулькадыр Мансуровым и Абдулбари Садыковым возник большой спор причиной которого стало отсутствие четкого списка прихожан из-за чего муллы обвиняли друг друга в нарушении территории прихода при исполнении духовных треб населения.
В приходах, где было два муллы, иногда возникали споры из-за очередности исполнения обрядов. В таких случаях муллы достойно «разбирались между собой», если конфликт выходил за рамки приличия, виновные строго наказывались, вплоть до лишения свидетельства на право быть муллой. По каждому поступающему заявлению власти проводили тщательное расследование, в результате выяснялась виновность или невиновность муллы.
Имянаречение, никах и маджлисы: какой обряд приносил мулле наибольший доход?
Так, в декабре 1914 года в д. Старые Арыша Лаишевского уезда между муллами Зиннатуллой Абдулганиевым и Гайнетдином Амировым возник спор. Абдулганиев, будучи человеком «сварливым, жадным, вспыльчивым» и «давним личным неприязнем второму имаму» Амирову, за совершение им похорон ребенка по просьбе прихожанина вне очереди, затеял разборку. Дело дошло до рукоприкладства. После разбирательства Губернским правлением виновный Абдулганиев был лишен должности имама.
Говоря о материальном положении духовенства, следует отметить, что в целом доходы муллы от совершения ритуальных обрядов были крайне нестабильными и зависели от целого ряда факторов, прежде всего – от увеличения или уменьшения числа прихожан и их экономического потенциала.
При каждой мечети было мектебе или медресе, где духовенство обучало детей своих прихожан, за что также получало материальное вознаграждение. За обучение в школе полагалась очень небольшая плата (хаир) или деньгами, по 2, 3, 10 копеек в неделю, или мясом, молоком, мукой, овсом и другими продуктами. Бедных детей мулла учил без всякого хаира, бесплатно, потому что это считалось чрезвычайно богоугодным делом.
Конечно, при ограниченных потребностях муллам, можно было бы существовать и на те доходы, которые они получали с прихожан, но большинство мулл имели дополнительные доходы, так что пожертвования прихожан во многих случаях являлись лишь подспорьем к тому, что они приобретали личным трудом.
Некоторые муллы хорошо вели торговлю. Торговля не считается для мусульманского духовенства предосудительным занятием, потому что и сам пророк Мухаммад ﷺ был торговцем. Правом вести торговлю муллы пользовались широко. Иногда они начинали торговлю без каких-либо средств, взяв в долг товар у казанских купцов, которые относились к муллам с доверием; товар этот они распродавали мелким торговцам, тем самым постепенно получая большой материальный достаток. Торговля, к слову сказать, нередко являлась сильным орудием в руках мулл для распространения ислама среди крещеных татар и других.
Одним из таких ярких религиозных деятелей был имам-хатыб, мударрис мечети г. Чистополя Камалов Закир (Мухаммадзакир) ал-Чистави. Одновременно с активной религиозной деятельностью он занимался торговлей (купец 2-й гильдии) и благотворительностью. В 1847 году на свои средства он построил возле своей мечети медресе «Камалия», где обучал и воспитывал много шакирдов.
Амишов Р.И.