Таких людей проклял сам Пророк Мухаммад (мир ему)

Воровство, взяточничество и казнокрадство являются одними из самых больших грехов в Исламе. Ислам определяет формы и условия дозволенной торговли, выходить за рамки которых считается запретным. По этому поводу в Коране и хадисах местами можно встретить предупреждения, а местами поощрения. В аятах и хадисах справедливые правители, надежные попечители, честные торговцы восхваляются, а жестокие правители, предатели и обманщики осуждаются, и им грозит тяжелая кара.

Воровство

Принцип взаимного обращения товаров и денег между верующими, в Коране представлен в виде общего призыва следующим образом:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تَأْكُلُوا أَمْوَالَكُمْ بَيْنَكُمْ بِالْبَاطِلِ إِلَّا أَنْ تَكُونَ تِجَارَةً عَنْ تَرَاضٍ مِنْكُمْ

"О вы, которые уверовали! Не пожирайте имуществ ваших между собой не по праву [путем ростовщичества, азартных игр, обмана, кражи, ...], если это только не торговля по взаимному согласию между вами. И не убивайте самих себя [себя и друг друга]. Поистине, Аллах к вам милосерден!" .[Сура ан-Ниса 4:29]

Сохранился следующий хадис Пророка (мир ему), связанный с надежными и честными торговцами:

“Люди торговли, которые не отделяют себя от надежности и правильности будут вместе с пророками, праведниками [сиддик], мучениками [шахид] и благочестивыми[салих]". [Тирмизи, Буйу, 4]

А справедливому правителю дана такая благая весть:

"Справедливый правитель и руководители, на месте божьего суда будут первыми, кто удостоится благосклонности и покровительства Всевышнего Аллаха". [Бухари, Адаб, 36]

В одном из хадисов Посланника Аллаха (мир ему) говорится о нарушении прав на землю, которое является одним из видов кражи и вымогательства:

مَنْ ظَلَمَ قِيدَ شِبْرٍ مِنَ الأرْضِ طُوِّقَهُ مِنْ سَبْعِ أَرَضِينَ

“Тот, кто несправедливо получит даже пядь земли, семикратное количество этой земли станет грузом на его шее." [Бухари, Мазалим, 13]

Взяточничество

Взятка — это деньги, которые даются незаконным путем руководителю, чиновнику или судье для вынесения решения в свою пользу. Или согласно другому определению, взятка — это то, что дается для отмены права или для предоставления права незаконным путем. [Мевсуатуль- Фикхиййатиль- Кувайтиййа, XXII, 219]

Взятка в аятах Корана и хадисах Пророка (мир ему) упоминается как большой грех и всячески проклинается. Упоминая об иудеях, берущих взятки, в Коране говорится следующее:

سَمَّاعُونَ لِلْكَذِبِ أَكَّالُونَ لِلسُّحْتِ

"Они охотно выслушивают ложь и пожирают запретное". [Сура аль-Маида 5:42]

В этом аяте те, кто "пожирают запретное [харам]", — это иудейские судьи и правоведы, которые выносили решения за взятки. Слово "сухт" в аяте имеет также значение "забирающий благодать".

Пророк (мир ему) в своих хадисах проклинает тех, кто дает взятки, тех кто получает взятки и тех, кто выступает посредником в этом деле:

  لَعَنَ اللهُ الرَّاشِيَ وَالْمُرْتَشِيَ وَالرَّائِشَ

“Пусть проклянет Аллах того, кто дает взятку и ее получает, и того, кто посредничал между ними”. [Ибн Аби Шайба, Мусаннаф, IV, 144.]

Согласно другому хадису:

لَعَنَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ الرَّاشِي وَالْمُرْتَشِي

“Посланник Аллаха (мир ему) проклял того, кто дает и берет взятку”. [Абу Дауд, Акдия, 4]

В повествовании Тирмизи в конце хадиса также есть выражение “фильхукми”. То есть, добавляется судейство - дача взятки и получение взятки для вынесения решения в свою пользу проклинаются Пророком (мир ему).

У Ибн Маджа передается следующий хадис:

لَعْنَةُ اللَّهِ عَلَى الرَّاشِي وَالْمُرْتَشِي

“Проклятие Аллаха над теми, кто дает и принимает взятку”. [Ибн Маджа, Ахкам, 2]

Взятка дается либо для того, чтобы ущемлять кого-то в правах, отобрать право кого-то в чем-либо или для того, чтобы получить то, на что ты имеешь право, но не можешь получить, либо для того, чтобы прекратить насилие.

Первый вид взятки запрещен и проклят, а другие не относятся к данной категории. Если у человека нет другого способа получить то, что ему принадлежит по праву, или другого способа избавиться от насилия, данная им взятка не относится к категории запретного [харам]. В таких случаях грех и вся ответственность ложатся на просящего взятку. [Мевсуатуль- Фикхиййатиль- Кувайтиййа, XXII, 222]

(Продолжение следует)

Islam-today

Также по этой теме читайте:

Принимается ли садака человека, который заработал деньги обманным путем?

11 грехов, проклятые Пророком Мухаммадом (ﷺ)

Коррупция, которая начинается с "благодарности"

Социальные комментарии Cackle