Начало: Хабибуррахман Шакир: тернистый путь в страну тысячи озер
Продолжая рассказ о сложном жизненном пути Хабибуррахмана Шакира, мы остановились на его жизни в Пешаваре, являвшемся в то время частью Британской империи. В Пешаваре Хабибуррахману Шакиру довелось встретить известного татарского богослова Мусу Бигеева. Вероятнее всего они были уже ранее знакомы. Муса Бигеев возвращался из поездки в Японию и через Индию хотел попасть в Афганистан, однако в 1939 г. английские колониальные власти его арестовали. Он оставался в Пешаваре под арестом англичан вплоть до 1945 г.
В 1942 г. будущий имам Страны тысячей озер принимает решение вместе с семьей переехать в Бомбей (ныне известный как Мумбаи). Здесь он продолжает свою религиозную и преподавательскую деятельность. В Бомбее среди учеников Хабибуррахмана Шакира был и будущий президент и премьер-министр Пакистана Зульфикар Али Бхутто (1928–1979). Уже будучи в Финляндии, Х.Шакир до конца жизни с интересом следил за успехами своего бывшего ученика.
В 1946 г. в Бомбей приехал Муса Бигеев. После многолетнего тюремного заключения в Пешаваре его физическое здоровье было сильно подорвано. Здесь он около двух месяцев проходил лечение в местной больнице и даже перенес несколько операций. Возможно, именно тогда Муса Бигеев, перед отъездом в Каир, предложил своему земляку, образованнейшему среди татар ученому и тоже иммигранту поневоле - Хабибррахману Шакиру, стать имамом у финских татар в городе Тампере.
Муса Бигеев всегда поддерживал тесные контакты с татарской общиной Финляндии. Татары города Тампере имели богатую и сильную общину и в то время уже действовали самостоятельно от наиболее многочисленной общины в Хельсинки. Татарская община Тампере давно нуждалась в хорошо образованном имаме и преподавателе, и Муса Бигеев решил порекомендовать общине Хабибуррахмана Шакира.
Таким образом, как уже отмечалось в прошлой нашей статье, седьмой номер журнала “Янга Милли Юл” от 1933 г. оказался для Х. Шакира пророческим. Ведь в нем была опубликована статья о нелегкой жизни Хабибуррахмана Шакира в Пешаваре, а на следующей странице журнала была размешена фотография татарских детей из Финляндии вместе с учителем с информацией о национальных курсах. Ведь кто бы мог предположить, что через 14 лет Финляндия для Хабибуррахмана Шакира и его семьи станет второй родиной.
И вот в 1947 г. по совету Мусы Бигеева он был приглашен в качестве имама общиной финских татар города Тампере. К этому времени Хабибуррахман Шакир был уже известным и авторитетным ученым в исламском мире. Кроме родного татарского языка он хорошо владел турецким, арабским, урду и персидским языками. Его основными обязанностями были: проведение пятничных и праздничных намазов, чтение проповедей и обучение детей.
Однако он обладал очень большими знаниями, которые, к сожалению, практически не требовались в повседневной жизни мусульманской татарской общины. В Тампере он продолжал переписку и общение с исламскими учеными со всего мира. Если возникали сложные вопросы в религиозных делах, то непременно обращались к нему за советом. Хабибуррахман Шакир обладал большой библиотекой, где хранились ценные экземпляры редких книг. И он позволял пользоваться своей библиотекой другим заинтересованным людям.
В 1949 г. Хабибуррахман Шакир приступил к выпуску сборников под названием "Финляндия Ислам Меджелляси" (Исламский сборник Финляндии). В последующем он стал выходить под названием "Ислам Меджелляси". Х. Шакир старался чтобы его номера доходили до всех уголков проживания татарской эмиграции вплоть до Турции и Японии.
Вместе с Самигуллой Вафиным (Samiulla Wafin) они издали книгу под названием "Пособие по религии и краткая история Ислама" (Дин дәреслеге вә Ислам тарихчәсе). Х. Шакир также выпустил книжку, посвященную татарскому национальному поэту Габдулле Тукаю. Он и сам обладал способностями к поэзии, а еще любил татарскую народную музыку.
К сожалению, технические проблемы, связанные с изданием книг, не дали ему в полной мере реализовать свои идеи в творчестве. В 1966 г. он смог посетить Советский Союз и встретиться с некоторыми известными мусульманскими деятелями: Зияэтдином Бабаханом и Габдулбари Исаевым.
Его супруга, Бибирайхана, тоже была довольно образованной женщиной и в совершенстве владела арабским языком. Она сделала очень много для просвещения женщин из татарской общины в Тампере. Современники отмечают, что она была доброй, открытой и приятной женщиной. В 1972 г., по личному приглашению короля, Хабибуррахман Шакир вместе с супругой посетили Саудовскую Аравию и совершили хадж в Мекку. Во время поездки Х. Шакиру довелось лично встретиться с королем Фейсалом ибн Абдул-Азиз аль-Саудом (года правления 1964-1975).
В 1974 г. умерла супруга ученого Бибирайхана, а через год после ее смерти, в 1975 г., этот бренный мир покинул и сам Хабибуррахман Шакир. Их похоронили вместе на мусульманском татарском кладбище в Хельсинки.
Как мы видим, жизнь Хабибуррахмана Шакира была очень насыщенной и сложной. Чтобы попасть в Страну тысячей озер, ему пришлось преодолеть огромный путь со множеством трудностей и лишений. Это лишь описание небольшой части жизни этого видного религиозного и национального деятеля татарского народа, которая требует к себе особого внимания современных исследователей.
Использованные источники:
1.Baibulat Muazzez. Tampereen Islamilainen Seurakunta: juuret ja historia. Tampere İslam Mahallesı: nigızı ve tarihı. The Tampere Islamic Congregation: the roots and history. Jyväskylä, 2004.
2. Беляев Р.Ф., Зарипов И.А. От Кабула до Тампере: штрихи к научной биографии татарского имама Хабибуррахмана Шакира // Минарет. 2016. № 1-2 (5-6).
3.2 Yaña Milli Yol. Berlin, 30 iyun 1933. № 7