Согласно русским летописям, до 1584 года в Казани не было ни одной мечети. Однако в последующем казанский митрополит Гермоген написал жалобу новому царю Федору Ивановичу: «Сорок лет от казанского взятия не бывали в татарской слободе (казанской), а ныне учали мечети ставити близко посаду».
В ответ царь Феодор Иванович (18 июля 1593 года по старому стилю) казанским воеводам написал следующее: «А что митрополит Гермоген писал к вам о мечетях о татарских, что татаровя многия мечети в слободе учали ставити, а от казанскаго взятья и по ся места мечетей татарских в Казани не поставливали и указы отца нашего блаженныя памяти царя и великаго князя Ивана Васильевича всея Русии, и наши о том в Казани есть, что мечетем татарским в Казани быть никак не велено, и то сделалось вашим (воеводским)небреженьем и оплошкою, так есте сбредили, да и к нам о том не писывали, а при прежних наших боярах и воеводах и дьякех мечети татарския ото взятья и по вас не бывали: и вы б мечети татарския все велели посметати и впредь татаром мечети однолично ставити не велели, конечно бы есте мечети татарския извели».
Вскоре приказ царя был исполнен: татар изгнали из Казани, а мечети были разрушены. С тех пор вплоть до последних лет царствования царя Михаила Федоровича (дата правления 1613–1645) татар в Казани не было. Но в последующем приходится говорить о возрождении Татарской слободы.
Это интересно: Тайны надмогильного камня в мечети Марджани
Известный миссионер Евфимий Малов в своей книге «О татарских мечетях в России» упоминает о том, что в 1726 году в Казани в татарской слободе явилась каменная мечеть, под которой находилось и мусульманское училище (медресе). В данном утверждении автор опирается на «Топографическое описание Казани и его уезда Дмитрия Зиновьева» (1788 год).
К сожалению, сведения о жизни Дмитрия Николаевича Зиновьева скудны. Известно, что он родился в середине XVIII века, а умер в начале XIX века. Дмитрий Николаевич был казанским дворянином и владел поместьями.
Свою деятельность он начал в военной службе и дослужился до поручика, а затем перешел на гражданскую службу в чине титулярного советника.
В последующем Дмитрий Николаевич служил по выбору дворянства заседателем в Казанской уголовной палате. Его книга «Топографическое описание Казани и его уезда» является важным историческим источником по истории Казани XVIII века.
Согласно его книге во второй половине XVIII века в предместьях города находилось 12 слобод: Евдокеинская, Федоровская, Верхняя Федоровская, Красная, Мокрая Ямская, Суконная, Новотатарская, Старотатарская, Архангельская, Плетени, деревня Поповка.
Далее Дмитрий Зиновьев пишет, что в Старотатарской слободе имелись две каменные мечети: одна построена 1726 году и под ней находится училище татарского и турецкого языка (медресе), а другая построена в 1768 году. Обе состоят из двух этажей и покрыты железом. А в Новотатарской слободе к этому времени имелись две деревянные мечети.
Как Марджани придавал большое значение чтению Корана и призывал к этому других
Оснований не доверять этому источнику у нас нет. Данный факт заставляет нас пересмотреть датировку строительства первой каменной мечети в Старотатарской слободе.
В слободе сохранились две каменные мечети: мечеть Марджани и Апанаевская мечеть. Да, в ходе антимусульманских кампаний в XVIII веке в Казани, особенно во времена Луки Конашевича, мечети периодически разрушались, но каменную мечеть разрушить не так-то просто.
У нас среди краеведов и историков сложилось устойчивое мнение, что мечеть Марджани является первой каменной мечетью, датой строительства которой считается 1767–1770 годы, что вызывает мало сомнений. А вот по поводу Апанаевской мечети очень многое остается неясным и таинственным.
Скорее всего именно она является той самой мечетью, которая была построена в 1726 году, а узаконена уже после указа императрицы Екатерины II о веротерпимости. О большей древности Апанаевской мечети может говорить и тот факт, что мечеть имеет сильную погрешность в направлении к кибле, так как строилась в более ранний и сложный период. Однако для точного установления возраста обеих мечетей необходимо сделать археологические исследования их фундаментов.