Страницы истории Чечни и Ингушетии: как ислам пришел на Кавказ?

Фото: Ислам-тудей

Фото: Ислам-тудей

Еще во второй половине ХIХ в. были зафиксированы чеченские предания и легенды о распространении ислама. Исследования ученых Чечни обобщил известный кавказовед Я. З. Ахмадов, который на страницах своей «Истории Чечни» отметил, что восточный регион, прилегающий к Дагестану, «был исламизирован в XV веке».

Авторы академического труда, посвященного истории и культуре чеченцев, так и не смогли ответить на эти вопросы, ограничившись обобщением уже опубликованной ранее информации. По их мнению, распространять ислам в конце XVI в. начал Термаол. «Окончательное же принятие ислама чеченцами… произошло под воздействием другой исторической личности по имени Берса-шейх».

Еще во второй половине ХIХ в. были зафиксированы чеченские предания о некоем Берсане, сыгравшем большую роль в исламизации чеченцев Нохчимохка (Веденский и Ножай-Юртовский районы ЧР). Согласно преданиям, опубликованным в 1872 г., во времена Берсана на Нохчимохк было совершено нападение аварскими газиями во главе с шейхом Гада, убитым позднее Берсаном. Указанный шайх якобы перед смертью завещал Берсану: «Обращай народ в мусульманство и прими его прежде всего сам».

Гада вскоре умер, а Берсан под впечатлением от произошедшего принял ислам и распространил его в первую очередь в родном селении Курчали. Время активной жизнедеятельности Берсана приходится на конец XVI – самое начало XVII в., когда он распространял ислам в Нохчимохке. Эта датировка установлена на основании исследования эпитафии на могильной плите Берсана.

От контроля к диалогу: как менялось отношение СССР к мусульманским организациям

Фото: из книги «История ислама в России».

Фото: из книги «История ислама в России».

В работе чеченского автора второй половины ХIХ в. У. Лаудаева, который собрал многочисленные предания о событиях прошлых лет от современных ему чеченских старожилов, также говорится о Термаоле – распространителе ислама в Нохчимохке. На основе исследования эпитафий потомков данной личности на надмогильных плитах кладбища в сел. Эникали Курчалоевского района удалось установить, что он являлся реальной исторической личностью, родившейся около 1540 г.

Таким образом, мы видим, что распространение ислама среди чеченцев началось в XVI в. при помощи миссионеров – Термаола и Берсана. Благодаря их деятельности в начале XVII в. восточная часть Чечни (Нохчимохк) была исламизирована. Горная часть Чечни, расположенная в бассейне реки Аргун, в середине XVII в. была регионом поликонфессиональным, без преобладания какой-либо религии.

В ХVII веке аварские газии, не довольствуясь распространением ислама в Дагестане, начали активно заниматься исламизацией расположенных западнее земель вплоть до Ингушетии. Эта политика активно проводилась в жизнь аварским правителем Дугри-нуцалом, умершим в 1667/68 г. В XIX в. он считался святым «шейхом», и поэтому хунзахцы ходили молиться на его могилу.

Почитание этого нуцала, по всей вероятности, могло быть вызвано и тем усердием, которое он прилагал для распространения ислама на Восточном Кавказе. По всей видимости, незадолго до его смерти, а именно в 1667 г., сформированный в Аварии отряд газиев направился на территорию горной Чечни, в бассейн реки Аргун, для насильственного распространения ислама. В этом войске находился и хунзахский ученый Атанасил Хусайн. После ряда успешных мероприятий по утверждению ислама среди горных чеченцев близ селения Дангу, в ущелье Хачарой (Дангъаб Хачариб, ныне территория Итумкалинского района ЧР), развернулось ожесточенное сражение. В нем одним из павших стал и Атанасил Хусайн. 

Фото: Andrii Lutsyk / shutterstock.com.

Фото: Andrii Lutsyk / shutterstock.com.

Окончательная исламизация горной Чечни произошла лишь в 1770–80-х гг. во время деятельности шейха Мансура. Об этом пишет У. Лаудаев: «некто Мансур, алдинский уроженец, Арестенжоевской фамилии, стал во главе народа. Его называли и шейхом, и имамом… Язычествовавшие кабардинцы, галгаи и горные чеченцы принимают ислам и единодушно с чеченцами восстают против русских». Аналогичные хронологические рамки для окончательной исламизации горных чеченских общин определил А. П. Берже в 1859 г., сообщивший, что «один из значительнейших тохумов (фамилий) чеченских принял последний мусульманскую веру около 90 лет тому назад».

Однако последними среди чеченцев на самом деле ислам приняли жители Галанчожа, расположенного на границе с Ингушетией. Как пишет автор начала ХХ в., «проповедники» ислама в 1820-х гг. «во времена уже Кази-Муллы обратили языческое население в ислам, чем и заставили слиться с общим потоком газавата». Таким образом, можно сделать вывод, что распространение ислама среди чеченцев началось в конце XVI в. и было полностью завершено в 1820-х гг.

В равнинной части Ингушетии ислам утвердился, по всей видимости, во второй половине XIV в. К началу XV в. относится древнейший памятник исламской культуры на территории Ингушетии – мавзолей «Борга-Каш», расположенный на северо-западной окраине с. Плиево Назрановского района Ингушетии, на левом берегу реки Сунжи, на склоне холма, являющегося отрогом Сунженского хребта. Над входным отверстием мавзолея сохранились три надписи на арабском языке, свидетельствующие о его постройке в 1405/1406 гг.  Уже в конце XVI в. среди ингушей были мусульмане, а в начале XVIII в. мусульманами являлись большинство равнинных ингушей. Окончательное утверждение ислама в Ингушетии относится к середине XIX в.

«История ислама в России» под общей редакцией Р.М. Мухаметшина

Социальные комментарии Cackle