Символизм в одежде турецких дервишей

Стиль одежды, головной убор, цвет, материал, покрой и прочие принадлежности дервишей-суфиев обычно определялись главой или основателем тариката, или традицией и символическим значением, приписываемым им.

Исследования современных  психологов показывают, что люди стараются одеваться,  сознательно или несознательн оподражая окружающим. Это тем более верно в отношении людей средневековья, которые в ряде случаев вынуждены были одевать одежду, которая указывала на их род занятий,социальный статус и благосостояние. Стиль одежды, головногоубора, материал, из которого она изготавливалась, ееразмер и даже предлагавшееся к ней оружие часто определялись правителем того или иного государства или главой  ремесленной или торговой гильдии. Суфийские тарикаты также регламентировали одежду своих адептов с помощью дополнительных особенностей, которые придавали каждой  ее детали символическое значение.

Разница в одежде между суфийскими тарикатами была не заметна людям, не посвященным в их тайны. Исключение составлял головной убор, который указывал на принадлежность к тому или иному суфийскому ордену.

В современном мире искусства наиболее известен своими церемониями тарикат Мевлеви, приверженцев которого еще называют «танцующими дервишами». Согласно мнению профессора Нурхан Атасой шапка конической формы, которую называют сикке, обычно делалась из войлока, затем она надевалась на голову владельца и ей придавалась определенная форма.

В других тарикатах головной убор могли символически свертывать в несколько слоев. Этосимволизировало единство Аллаха. Головные уборы мевлеви окрашивались в черный, серый, коричневый и белый цвета, которые обозначали духовные степени, достигнутые их обладателями.

Члены таркиката, достигшие высших духовных степеней обматывали свои конусообразные головные уборы материей, что символизировало надгробия, которые в один прекрасный день  будут поставлены на их могилах.

Одной из основных деталей одежды была хирка – подобие рубахи, сшитой из шерстяной ткани или накидка с длинными рукавами, которую надевали поверх энтари или теннуры ( о них позже). Эта одежда свидетельствовала о том, что ее владелец обладает определенными познаниями, имеющими отношение к тарикату, к которому он принадлежит, и в религиозных науках.  Такова символика плаща, который, в свою очередь обозначает мирскую жизнь  и когда дервиш-мевлеви снимает его во время церемонии вращения это означает, что он отбрасывает за спину этот мир для того чтобы быть ближе к Богу.

Одежда, которую одевают поверх нижнего белья и которая порывает тело от плеч до лодыжек, называется энтари,  если у нее есть длинные рукава, или  теннура,  если рукавов нет.

Одна пола этой одежды длиннее, чем другая и можно плотно ее прикрыть  с помощью пояса. У некоторых есть пуговицы. Ее нижняя часть сшита в форме юбки, довольно широкой. Дервиш не должен был совершать грехи, например, врать,если он надевал эту одежду, так как она символизировала его саван. Такую одежду дервиши-мевлеви надевали, когда исполняли свои церемониальные вращения.

Пояс (кемер) используется для фиксирования  закрытой одежды. Ширина, примерно 10 сантиметров, и цвет зависятот принадлежности к  тарикату. Обычно он оборачивался вокруг поясницы  три раза, символизируя знание о Боге, созерцание Бога и стадию истинного существования.

Рида – шерстяной, до пояса жилет надевался шейхом дервишей. Он шился из двух равных половинок: левая символизировала тарикат и шариат, а правая – знание и истину.

Все виды одежды соответствуют сунне пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и одежде, которую носил праведный халиф Али (да будет доволен им Аллах). Например,рида была на Пророке (да благословит его Аллах и приветствует), когда он совершал путешествие на небеса (Мирадж). Позднее он отдал ее Али (да будет доволен им Аллах). Дервиши обычно носили туфли из мягкой кожи до щиколоток.

Кроме этого у дервиша были другие предметы – менгус, кешкуль, аса и нефир. Менгус – сережка, которая, например, в тарикате Бекташи означала, что носящий ее человек холост.

Профессор Атасой отмечает, что дервиши могли носить одну или две сережки. Они различались по размеру и внешнемув иду, а также  по материалу изготовления. Дервишам, принимавшим обет бедности было разрешено просить милостыню  только на один день жизни и кашкуль служил им чашей подаяния. Он имел твёрдую основу или целиком изготовлялся из металла. Чаще всего его носили в руке, но у него могла быть цепочка, и в этом случае его надевали на плечо.

Аса представляла из себя посох странника, сделанный из твердого дерева. Обычно его имели при себе шейхи тарикатов. Это – сунна Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), у которого был подобный посох. Обычно его обрезали на несколько сантиметров ниже уровня плеча. Лучшие посохи изготавливались из черного или розового дерева.

Нефир – рожок, изготовленный из рогов животного, чаще всего вола, был у  бродячих дервишей. Цвет рожка имел определенное значение и различался  в разных тарикатах. Зеленый – цвет Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и Али (да будет доволен им Аллах). Черный ассоциировался с одеждой, которую Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) надевал в определённых случаях. Красный цвет символизировал кровь. 

После того как в Турции в 1923 году  была провозглашена республика,  с целью уничтожить напоминание об Османской империи  был издан ряд законов. Один из них запретил  тарикаты и собрания дервишей. Этим же законом было запрещено носить  религиозную одежду в публичных местах, кроме как на церемонии похорон. Теперь одежду дервишей можно увидеть только во время церемоний  ритуальных танцев-вращений, которые практиковали дервиши-мевлеви, а теперь  их исполнение представляется в виде части турецкого культурного наследия.

По материалам турецкой прессы.

Ильдар Мухамеджанов

 

Социальные комментарии Cackle