На изобретение борьбы всерьез претендуют греки, которые проводили состязания в этом виде спорта во времена еще своих древних Олимпиад. Именно благодаря этому борьба вошла в программы современных Олимпийских игр.
Конечно, в «Илиаде» Гомера описан борцовский поединок между Аяксом и Одиссеем, который закончился вничью к большому изумлению зрителей. Однако еще в шумерском эпосе о Гильгамеше есть эпизод с описанием борцовского поединка за царский трон. Да и древние египтяне около 4000 лет назад украсили стены пирамид в том числе и изображениями борцов.
Борьба входила в систему подготовки воинов, которым в ходе битв часто приходилось участвовать в рукопашных схватках, в том числе и без оружия, и навыки единоборств были обязательны для каждого, кто хотел выйти победителем из любой схватки.
В Османской империи виды борьбы различались по регионам. На юго-востоке Турции практикуется борьба вольного стиля аба-гюреш; на северо-востоке - борьба с помощью ног «шальвар-гюреш». В племени юрюков, проживающем и поныне на юго-западе Турции, популярна борьба на поясах, а также борьба вольного стиля. Но наиболее популярной среди простого народа и воинов и поныне является «яглы гюреш» - «масляная борьба». Называется она так потому, что перед поединком борцы смазывают себя оливковым маслом. Как считают специалисты, этот обычай пришёл из Греции, но он практикуется и в поединках борцов в Средней Азии и в Индии.
Борьба – неотъемлемая часть разных сельских праздников, связанных с уборкой урожая, свадьбами и прочими торжествами.
Борьба в Османской империи пользовалась особой популярностью. В первой столице империи, Бурсе, в 1360 году даже была учреждена специальная школа «Гюреш теккеси».
Сам султан Сулейман Кануни любил смотреть на состязания борцов. Эвлия Челеби писал, что на военных парадах в Стамбуле в рядах войск шли также и борцы, которых назвали пехливанами.
Самые известные школы борьбы располагались в городах Кючюк Пазар и Зейрек, и просуществовали они до момента разгона янычарского корпуса в 1826 году.
С 1946 года в современной Турции стали проводить ежегодные соревнования по «масляной борьбе» в местечке Кыркпынар, на северо-западе Турции. Согласно летописям, первые состязания борцов там прошли в 1360 году.
Старинное предание гласит, что однажды 40 турецких воинов сошлись на состязания по борьбе. Состязания продолжались всю ночь, и утром двое борцов были обнаружены мертвыми. Они умерли от усталости. На следующий год, когда их товарищи пришли на это место, чтобы почтить память усопших, то они увидели, что на месте, где были могилы, текут 40 ручьев.
С тех пор это место так и называется: Кыркпынар – Сорок ручьев. Оно располагается недалеко от Эдирне, где в июне месяце и проводятся соревнования, на которые приезжают борцы со всей страны. Участники разделены на 11 дивизионов по возрастам от 16 до 40 лет. Поединки проходят на травяном газоне, где одновременно борются несколько участников. До 1975 года поединки не ограничивались временем и могли длиться по нескольку часов.
С 1975 года введено ограничение на время схватки – 40 минут в высшем дивизионе и 30 минут в остальных.
Отличительной особенностью борцов являются кожаные штаны «кисбет». Сейчас их делают из телячьей или бараньей кожи, а раньше на ее изготовления шла кожа буйвола и такие штаны могли весить до 13 килограммов.
Победа в схватке присуждалась тому из борцов, кто прижимал противника спиной к земле лопатками.
Из-за того что в «яглы гюреш» противника очень трудно удержать, в ней выработались специфические приемы, например, «пача кызык» – удержание ноги противника за верхнюю часть бедра одной рукой, а другой рукой – «кысбет»; «кюнде» – удержание «замком» ног; «отурак кюндеси» – удержание с захватом верхней части бедра; «диз кюндеси» - удержание захватом поперек пояса с одновременным прижатием колена противника к земле и множество других.
«Яглы гюреш» считается опасным видом спорта, так как скользящие по телу руки могут сорваться в момент проведения приема и ударить по любой части тела. В ней также нередки переломы и травмы позвоночника, так как падения происходят на жесткий травяной покров.
С «масляной борьбой» турки впервые познакомили Европу в 1894 году, когда команда турецких пехливанов во главе с «ужасающим» Кара Юсуфом Исмаилом приехала в Париж на чемпионат по французской борьбе.
Французские борцы не смогли составить туркам конкуренции: перед непреодолимым напором они лишь пытались становиться в партер или вовсе бегали по ковру, пытаясь не попасть в борцовские «объятия» своих противников. Один из них, Ребер, за это был попросту сброшен Кара Юсуфом с помоста.
К сожалению, Кара Юсуф погиб в морской катастрофе, возвращаясь на родину.
Еще более знаменит был Кара Ахмет, который в 1899 и 1900 годах дважды завоевывал мировую борцовскую корону на чемпионате в Париже.
Элементы «яглы гюреш» вошли в системы современной французской, вольной, греко-римской борьбы и самбо.
Система подготовки пехливанов была, конечно, намного сложнее, и в ее основе лежал духовный опыт. Недаром школы борьбы в Османской империи назывались «текке» по аналогии с обителями дервишей. Борьба требовала полной самоотдачи и самоотрешения, являя собой систему преодоления собственного «Я».
Ильдар Мухамеджанов
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.