Сания Гыйффат: одна из первых татарских поэтесс начала XX века

Сания Гыйффат: одна из первых татарских поэтесс начала XX века

Сания Гыйффат (настоящее имя Кадырова Сания Хабирджановна) – является одной из первых татарских поэтесс начала XX века, которая также внесла вклад в татарскую литературу как драматург, прозаик и публицист. Она, пожалуй, одна из самых малоизученных творческих личностей среди татар XX столетия.

Этому мешали два факта: Сания Гыйффат была эмигранткой, покинувшей свою родину, не приняв советскую власть, и одновременно являлась женой другого видного татарского эмигранта Закира Кадири Угана.

Сания Гыйффат родилась в 1899 году в городе Чистополе в татарской семье. Ее отец Хабирджан эфенди был образованным человеком и занимался торговлей, а мать Алия ханум умерла, когда Сания была еще совсем маленькой. Поэтому ее к себе забрала бабушка Хатиджа, которая взяла на себя заботу по воспитанию осиротевшей внучки.

Хатиджа ханум была религиозной и довольно образованной для своего времени женщиной. Она сыграла большую роль в становлении Сании как личности. Ее сказки и рассказы оставили глубокий след в душе будущей поэтессы, развили ее духовный мир и обогатили язык.

Мухлиса Буби - первая в истории России женщина-казый (судья)
101 год назад, 6 мая 1917 года произошло важное историческое событие для всей уммы не только современного Татарстана, но и Российской империи.
29.10.2018
3702

Начальное образование Сания Гыйффат получила в родном Чистополе, а затем специально выучила русский язык. Позже она окончила знаменитое Иж-Бубинское женское медресе и занялась преподаванием.

Сания с детства любила читать и отличалась своими стремлениями к знаниям. Уже в 12 лет она написала свое первое стихотворение. Большую роль в пробуждении у Сании любви к своему народу сыграла ее тетя Фатима ханум, которая в последующем забрала Санию к себе.

Сания Гыйффат и Закир Кадири во втором ряду в центре с учениками в Терийоки, Финлянлия, 1936 год. Из книги Р. К. Вильдановой

Сания Гыйффат и Закир Кадири во втором ряду в центре с учениками в Терийоки, Финлянлия, 1936 год. Из книги Р. К. Вильдановой

Фатима ханум жила в Томске и являлась главным редактором местной татарской газеты «Сибирия». В ее доме имелась большая библиотека с книгами, газетами и журналами из Турции, произведениями русских классиков и различными книгами на татарском языке. И Сания свободно могла пользоваться всем этим богатством.

Живя в этой атмосфере, она была в курсе последних политических изменений и знала о проблемах своего народа, что стало непосредственно отражаться в ее стихах. Это видно из строк ее первого стихотворения «Если я умру» («Әгәр үлсәм») опубликованного в 1912 году в газете «Сибирия». В этом стихотворении в богатой иносказательной форме юная Сания пыталась объяснить чаяния и надежды своего народа.

Сания Гыйффат вместе с Гаязом Исхаки и дочкой Лале. (Фото из архива Фариды Гафаровой)

Сания Гыйффат вместе с Гаязом Исхаки и дочкой Лале. (Фото из архива Фариды Гафаровой)

Сания Гыйффат рано вышла замуж за известного татарского просветителя и ученого Закира Кадири (1878–1954). Закир Кадири в то время издавал газету «Тормыш» («Жизнь») и Сания стала публиковать на страницах этой газеты свои стихи. В них она выражала беспокойство за судьбу татарского народа и выступала против национальной политики Российской империи.

Не приняв власть большевиков, Закир Кадири в 1918 году переехал в город Кульджу в Восточном Туркестане, который в те годы уже находился под контролем Китая. Через полтора года Сания Гыйффат с детьми приехала к мужу. Этот путь длился целых три месяца и был наполнен трудностями и лишениями. Кадир Закири в Кульдже открыл школу для местной татарской общины и Сания Гыйффат стала в ней преподавать.

Однако революционные настроения и влияние большевиков вскоре добрались и до Кульджи. Сания Гыйффат вместе с мужем приняли решение покинуть город. Они в сложных условиях пересекли пустыню Гоби и добрались до Пекина, а затем направились в Маньчжурию в город Хайлар. На этот сложный путь у них ушло целых пять месяцев. Кадир Закири, оставил жену с детьми в Хайларе, а сам направился в Турцию.

В Хайларе находилась хорошо организованная татарская община, и Сания Гыйффат устроилась здесь преподавателем в местную татарскую школу. А через два года она с детьми отправилась к мужу в Турцию. В этот период она стала печатать свои стихи в известном эмигрантском журнале «Милли Юл», издателем которого был Гаяз Искаки.

В 1936 году татарская община Финляндии пригласила Санию Гыйффат вместе с мужем в Финляндию преподавать для местных детей. Здесь они сделали многое для местной общины: наряду с преподаванием, подготовили ряд учебников для издания, а Закир Кадири принимал также участие в работе самой общины.

Сания Гыйффат в этот период активно писала стихи и статьи. Она написала драму под названием «Тормыш көзгесе» («Зеркало жизни»), которая в 1937 году была издана в Хельсинки. В последующем эта драма была поставлена любительскими театрами татарских общин Финляндии, Эстонии и Румынии. К тому же финскими татарами были поставлены на сцене ее историческая пьеса «Хан бүләге» («Ханский подарок») и драма «Яңа көй» («Новая мелодия»).

К началу Советско-финской войны 1939 года Закир Кадири опасаясь попасть в руки Советов вернулся в Турцию. Сания Гыйффат находилась в Финляндии до 1944 года, а затем тоже переехала к мужу в Анкару. Здесь она написала несколько стихов на турецком языке. Однако основным языком ее стихотворений продолжал оставался татарский язык, на нем она предпочитала выражать свои чувства и тоску по родной земле.

Заброшенная могила Сании Гыйффат. (Источник фото: Роза Курбан, facebook.com)

Заброшенная могила Сании Гыйффат. (Источник фото: Роза Курбан, facebook.com)

Сания Гыйффат покинула этот бренный мир 12 апреля 1957 года и была похоронена в Анкаре на кладбище «Джебеджи Асри». Надмогильный камень поэтессы был изготовлен на деньги ее учеников из Финляндии.

Обновленная могила Сании Гыйффат. Анкара, кладбище "Джебеджи Асри". (Источник фото: Роза Курбан, turanhaberajansi.org)

Обновленная могила Сании Гыйффат. Анкара, кладбище "Джебеджи Асри". (Источник фото: Роза Курбан, turanhaberajansi.org)

В последние годы татарская община Анкары подняла вопрос об обновлении могилы, так как надмогильный камень и сама могила находились в заброшенном состоянии. В 2019 году благодаря пожертвованиям меценатов могила Сании Гыйффат была обновлена. Сания Гыйффат является одной великих татарский поэтесс и ее творчество заслуживает отдельного внимания для изучения.

Использованные источники:
1. Беляев Рамил. Татарская диаспора Финляндии: вопросы интеграции и сохранения идентичности. Научная диссертация. Хельсинки, 2017. C. 127-129.
2. Гафарова Ф. Татар мохаҗирләре. Казан, 2004. Б.62-66.
3. Naile Binark. Ölümünün 20. yılı dolayısıyle: Saniye İffet Ugan (1899–12.4.1957) // Kazan, 1977. Sayı 20. S. 24-29
4. Koşay Hamit. Saniye İffet Ugan (1900–1957), Türk Yurdu, mayıs 1957. Sayı 268. S. 853–857.

Социальные комментарии Cackle