Саид хазрат Шагавиев: «Для татарских богословов авторитет Абу Ханифы непререкаем»
Богословие, в широком смысле этого слова, у татар XIX – нач. XX веков продолжало традиции средневековья, но с другой стороны, благодаря реформаторским веяниям, обсуждались новые вопросы, ранее не затронутые.
Особое внимание уделялось богословско-правовой школе ханафитов. Для татарских богословов, независимо от принадлежности к лагерям кадимистов или джадидистов, было аксиомой, что авторитет Абу Ханифы непререкаем.
Для одних это было традицией, для других констатацией факта соответствия его идей Корану и сунне. Так как татарские богословы были ханафитами, большинство их работ в области теологии и фикха были описанием ханафитской религиозно-правовой школы. Поэтому больше всего в их книгах говорится об этом мазхабе, и, соответственно, чаще всего они считают свой толк наиболее верным из других.
На этом фоне особо выделился Муса Бигиев со своими неординарными идеями в области богословской мысли. Но даже после этого, в одном из своих арабоязычных трудов «ал-Вашиа», Бигиев открывается для нас в новом свете, т.е. как защитник суннизма от шиитских воззрений, удивляя своим глубоким изучением толка имамитов-шиитов.
Главным и типичным представителем богословско-философской мысли того периода являлся Ш. Марджани.
Краткая биография Марджани - как открылись его уникальные способности
Его религиозное мировоззрение сложилось под влиянием классического бухарского мусульманского образования того времени и чтения в библиотеках Бухары и Самарканда известных трудов мусульманского Востока.
Помимо этого он стал частью суфийской традиции ордена накшабандиййа, получив разрешение на духовное воспитание учеников от авторитетных шейхов, ведущих свои духовные цепочки к Пророку Мухаммаду.
Несмотря на реформаторские взгляды в религиозных вопросах, татарский мыслитель во всех своих произведниях заявлял о правоверии ханафитского вероучения и доказывал правоту этого мазхаба.
Все произведения Марджани написаны на арабском языке, не считая нескольких книг на татарском языке. Около половины трудов посвящены богословской тематике, остальные – истории, литературе и языку.
Всего, по нашим сведениям, Ш. Марджани написал 18 богословских трудов. Многие из трудов были напечатаны в Казани, маленькая часть из них хранится в рукописном виде. Эти произведения были условно разделены на несколько групп:
- вероучение;
- исламское право;
- коранические науки;
- нравственность и мораль, проповеди.
Шигабутдин Марджани и священный Рамадан: важные факты из жизни ученого
Всевышний сделал начало и конец месяца Рамадан зависимыми от увиденной новой луны не потому, что начала месяца невозможно определить без этого, а для того, чтобы показать людям легкий способ.
Вопросы, которые затронул Марджани в своих богословских трудах, были актуальными для его эпохи. Круг интересов Марджани в сфере богословия был широким.
Арабский язык, по замыслу Марджани, его произведений должен был сделать их доступными для всего исламского мира. Богословское наследие татарского мыслителя широкое по тематике и открывает нам его личность с разных сторон.
В первую очередь, сочинения этого ученого представляют интерес для современных татар-мусульман, так как проблемы, над которыми работал их знаменитый предшественник, могут оказаться актуальными для возрождающегося ислама в Татарстане.
Следует также заметить, что Муса Джарулла, будучи в Индии и встретив там представителей новой секты коранитов, написал труд «Китаб ас-сунна», и таким образом выступил в защиту суннизма уже от воззрений коранитов, приведя против них сильные доводы на основе Корана и хадисов для его эпохи.
Неизвестные стороны Шигабутдина Марджани
Экономия и щепетильная бережливость... Щедрость, трепетное отношение к знаниям и ученым. Что нового можно узнать о великом богослове Шигабутдине Марджани?
Шагавиев Дамир «Татарская богословская мысль XIX - нач. XX вв.
и Шихабуддин Марджани»
Читайте также:
-
Можно ли убивать комаров, змей, крыс по Исламу?
Ас-Саляму алейкум! Можно ли убивать комаров и всяких насекомых, и еще крыс и мышей которые надоедают и вредят человеку ? И не будем ли за это спрошены в Судный День ? (Марлен)
-
Что такое иман?
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах!) приводится:
Когда у Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) спросили, что такое иман, он ответил следующим образом: «Это свидетельство о том, что нет божества достойного поклонения кроме Аллаха, и что Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!) – раб и посланник Аллаха, вера в Его ангелов, книги, пророков, в вечную жизнь, вера в предопределенность и судьбу, и в то, что все хорошее и плохое происходит по велению и предопределению Аллаха».
-
Какие суры считаются самыми добродетельными для чтения утром и вечером?
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) поощрял читать Коран полностью. Одновременно с этим, он упорствовал на чтении некоторых сур. Как передает Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах!), Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Не превращайте ваши дома в могилы (оставляя чтение намаза и чтение Корана). В дом, в котором будет читаться сура «Аль-Бакара», не проникнет шайтан».
-
Термин «Инша Аллах»
Термин «Инша Аллах» можно трактовать и как вежливый отказ на какую-либо просьбу, которую весьма затруднительно выполнить, или на неудобный вопрос.
-
Ислам и права животных
На Западе с некоторых пор стало правилом хорошего тона рассуждать о правах животных. Не так давно парламент Испании даже принял закон, который признал за ними некоторые права человека, а австрийские защитники животных даже дошли до Европейского суда, требуя предоставить шимпанзе статус юридического субъекта.
-
5 чудес пророка Идриса, внука первого пророка в истории
Помимо того, что пророк Идрис (мир Ему) был первым человеком, который стал распространять письменность, а также стал первым портным на земле, Всевышний Творец даровал ему и другие чудеса...
-
В Судный день этим людям не помогут ни ураза, ни намаз
В одном из Благородных хадисов Пророк Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) рассказывается о том, что как то раз Расулюллах задал своим сахабам вопрос: «Кто такой «муфлис»? Сподвижники отвечали: «На наш взгляд, это тот, у кого нет ни жилья, ни сменной одежды, ни какого-либо имущества. На это Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
-
Почему Аллах не принял веру Фараона?
Как сказано в «Аль-Кашшафе», Муса (мир ему)переселился в Египет со своими домочадцами, которых было семьдесят два человека. А когда их потомки покидали Египет, их количество превышало шестьсот тысяч человек. Фараон со своим миллионным войском преследовал их. Джибрил двигался впереди Фараона на кобыле по кличке Фарас аль-Хайят. А Микаил следовал за войском Фараона.