«Асхабе Карам» («Уважаемые Сахаба») так назвал свою книгу богослов, ученый и писатель Шагар Шараф (1877-1938). В предисловии к сборнику автор отмечает, что в нем собраны биографии и благодеяния, труды во имя Ислама и мусульманской уммы, а также примеры нравственного величия двадцати сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего). Книга издана в типографии «Маариф» в Казани в 1918 году.
Islam-today предлагает вниманию читателей продолжение глав из этой книги
Молитвы Пророка Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) о даровании свыше помощи Абдулле ибн Аббасу (радыйАллаху анху) в усвоении знаний были услышаны. С юных лет хазрати Ибн Аббас хорошо усвоил Благородный Коран, хадисы, арабскую литературу и историю. Ведь он был прилежным и способным учеником. После кончины Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) Ибн Аббас становится участником меджлисов, в которых участвовали великие сахаба. Он изучал хадисы, знал многие изречения, обычаи и привычки Пророка Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего). Он часто и подробно расспрашивал сподвижников о том, что делал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) в тех или иных случаях, а если у собеседников не было времени уделить внимание Ибн Аббасу, то он подолгу оставался терпеливо ждать на пороге их жилища, когда они завершат свои дела и смогут ответить на все интересующие его вопросы.
Часто рядом с ним находился его катиб-писарь и Ибн Аббас передавал ему услышанный хадис, а тот немедля записывал на бумагу. Хазрати Ибн Аббас обладал феноменальной памятью. Он был способен воспроизвести по памяти вплоть до подробностей услышанные лишь раз длинные хадисы. Рассказывают, как он запомнил касиду (жанр арабской поэзии – ода, стихотворение хвалебного или поучительного характера, в котором рифмуются первые две строки, а дальше – через строку), состоящую из 80 строф поэта из племени курейшитов 'Умара ибн Абу Раби'а (араб. عمر بن أبي ربيعة; (644-712) — знаменитый арабский поэт-лирик), которую услышал всего один раз.
Именно благодаря этому замечательному качеству хазрати Ибн Аббас собрал множество сведений и подробностей о Пророке Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего). При его поддержке и помощи удалось собрать и записать 2660 хадисов. Сахаба и таби’ины усвоили от него различные знания и сведения. Он придавал большое значение толкованию Священного Корана из-за этого достоинства его еще называли «раис муфассирин» или «главный толкователь Корана». Он передал очень много сведений по науке «тафсир». (здесь следует также заметить, что в свое время была написана книга «Тафсиры Ибн Аббаса», якобы в которой собраны некоторые толкования в изложении ученых и в том числе и тафсиры Ибн Аббаса, однако многие сведения в данной книге никакого отношения к Ибн Аббасу не имеют).
Хазрати Ибн Аббас был из тех ученых-богословов. Кто в совершенстве владел знаниями о Благородном Коране и хадисах. Помимо этого ему не было равных среди сахаба в знаниях хукмов «хуляфаи рашидин», то есть «праведных халифов», в познаниях в области поэзии и истории. Долгие годы своей жизни он посвятил преподаванию Священного Корана и Благородных Хадисов, распространению знаний и просвещению народа. Один из дней недели хазрати Ибн Аббас посвящал толкованию Корана, следующий день давал уроки по фикху и хадисам, а затем преподавал Сиру и военное искусство, далее рассказывал о поэтическом искусстве и литературе арабского народа, и только потом уделял внимание истории арабов и различным интересным сведениям из жизни и фактам. Диапазон его познаний был настолько широк и разнообразен, что его еще величали «аль- Бахр хибар аль-Амат» или иными словами «выдающийся ученый, жрец уммы, познания которого также безбрежны как океан».
Хазрати Ибн Аббас благодаря своим познаниям был весьма умен и держал себя независимым. Не случайно хазрати Умар аль-Фарук оказывал ему особое внимание и сохранял ему особое расположение, приглашал его на большие торжества с участием выдающихся сахаба, обращался к нему по поводу трудно разрешимых проблем и всегда стремился узнать его мнение.
На уроки, которые давал хазрати Ибн Аббас собиралось очень много людей, а его меджлисы становились своего рода «школой» для учителей. Было здесь много таких людей, кто приходил просто подивиться его познаниям, пообщаться с ним или посоветоваться по тем или иным житейским вопросам. Для того, чтобы всех принять по порядку и чтобы не было сутолоки был даже назначен специальный слуга. К хазрати Ибн Аббасу обращались люди, которые желали уяснить сложные вопросы по Корану, хадисам, по поэзии, истории. После бесед с ним собеседники уходили от него одухотворенными, окрыленными и довольными от тех ответов и наставлений, которые получили у этого выдающегося ученого. Днем он по своему обычаю преподавал и выполнял поручения и просьбы, обращавшихся к нему людей, а вечером совершал намаз, подолгу молился, читал Коран и часто в это время окружающие видели у него на глазах слезы.
Он очень трепетно относился к памяти Пророке Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) и когда начинал вспоминать о его последних днях, его страданиях и смерти, о событиях того времени, на его глаза наворачивались слезы и он не был в состоянии сдержать их. Лицо его было прекрасно. Он был высокого роста и крепкого сложения, к нему можно было обратиться по любому вопросу и получить исчерпывающий ответ. Он любил давать наставления, читать хутбы, а речь его отличалась эмоциональностью и убедительностью.
С книгой «Асхабе Карам» можно ознакомиться на портале www.darul-kutub.com
Islam-Today
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.