Историки, занимающиеся исследованием жизни населения Османской империи, обычно уделяют мало внимания тому, как воспитывали детей. Даже жизнеописания великих людей, как правило, содержат мало сведений об их детских годах.
Тем не менее, при дворе султанов Османской империи важнейшие моменты жизни фиксировались на бумаге. На каждую наложницу, поступавшую в султанский гарем, заводилось что-то вроде «досье» и если она проводила ночь с султаном, то за ней начинал следить специально назначенный человек, который фиксировал все изменения и их время.
Если в результате наступала беременность и предстояли роды, то их обеспечением занимался специальный придворный врач, но основную роль при родовспоможении играли акушерки из числа наиболее опытных наложниц. Врач лишь подвала советы, оставаясь за занавеской, и даже не видел роженицу.
Простые люди также пользовались услугами акушерок, которым обычно помогали соседки.
Как только ребенок рождался, присутствующим тут же объявлялся его пол. Приносились соответствующие пожертвования, размер которых определялся уровнем достатка семьи.
Акушерка обмывала младенца, посыпала его солью, чтобы удалить всякие неприятные запахи, смазывала ему рот медом, чтобы его речь в будущем была сладкой и красивой и перерезала пуповину. Затем она завёртывала ее в пеленку и передавала главе семьи. Взамен она получала чистую пелёнку и кусок мыла. Ее угощали чаем и предоставляли комнату для отдыха. Акушерка находилась в доме роженицы шесть дней после родов.
Для матери и новорожденного готовили специальную постель. К ее одежде подвешивали бусинку от сглаза, а над головой помещали Коран. В течение шести дней роженицу не оставляли одну и следили за ее состоянием здоровья. На третий день после родов глава семьи брал ребенка и читал ему в ухо три раза азан, а затем три раза произносил имя, которое ему давалось.
На шестой день начинали праздновать рождение ребенка. Когда у султана Османской империи рождался первый сын, то народ оповещали об этом выстрелами из пушек. Если первой рождалась девочка, то это событие также отмечали, но менее торжественно. Рождение следующих детей отмечали еще менее пышно.
Через сорок дней, если ребенок выживал, проводилась так называемая церемония «40 хамамов»: ребенок, его мать и акушерка в сопровождении родственников и соседей семьи посещали хамам.
Султанские дети первые годы жизни проводили с матерью в Старом Дворце (сейчас на его месте расположен Стамбульский университет). Это был первый дворец султанов Османской империи, выстроенный вскоре после взятия города Мехмедом Фатихом. Он служил им резиденцией до постройки дворца Топ Капы. Большинство источников утверждает, что гарем до времени появления Хюррем-султан не располагался в Топ Капы, но женщины из гарема каждый день сопровождали своих детей туда на учебу.
(Когда Хюррем-султан умирала, ее перевезли из Топ Капы обратно в Старый Дворец). После вступления нового султана на престол, его мать с большими почестями доставлялась из Старого Дворца в Топ Капы, чтобы возглавить султанский гарем.
Султанским детям были положены сиделки и няни, роль которых выполняли гаремные наложницы.
На прогулку их выводили евнухи, охранявшие гарем. Для них в садах был устроен специальный парк для развлечений.
Когда эти дети достаточно подрастали, им начинали давать уроки учителя по различным предметам. По достижении совершеннолетия им отводились отдельные покои и приставлялись слуги. Сыновья султана обычно отсылались в различные провинции на должности губернаторов для того чтобы набраться опыта в управлении государством. Однако, когда стало ясно, что эта практика угрожает стабильности государства, ее отменили.
Дочери султана также получали образование, сравнимое с тем, что получали девушки из привилегированных классов в Европе: чтение, письмо, религиозное воспитание, рукоделие –все это было в программе обучения.
Они часто использовались своими отцами для укрепления государства путем создания выгодных для них брачных союзов, а их дети не могли претендовать на престол и не рассматривались как угроза безопасности правящей династии.
Ильдар Мухамеджанов