Как говорит Аллах в Коране: «Чья речь прекраснее, чем речь того, кто призывает к Аллаху, поступает праведно и говорит: "Воистину, я - один из мусульман"? ( 41: 33)
Поэтому не обязательно быть именитым ученым-теологом или знатоком фикха, чтобы рассказывать людям об исламе. Мусульманин должен призывать к исламу, прежде всего своим примером.
Как говорится: «Дела лучше слов» и это выражение – лучшая характеристика ситуации, в которой ислам распространялся в различных частях Азии, Африки и Европе через мусульманских торговцев, имевших коммерческие контакты с людьми, населявшими эти части суши.
В 14 веке, когда через индийских и китайских торговцев с исламом познакомилось население Малайзии влияние буддизма индуизма в этой стране сошло на нет. Ислам стал источником легитимности для малайских феодальных правителей. В этот период исламская и национальная идентичность малайцев сплелись воедино, хотя многие индуистские и доиндуистские обычаи оставили свой след в малайской культуре и социальной жизни.
Влияние мусульман в Юго-Восточной Азии прослеживается в течение, по меньшей мере, шести веков. Некоторые исследователи считают, что оно ,сказывалось даже раньше –с 1100 годов в таких регионах как Ачех и на северной Суматре. Для этой точки зрения есть свои аргументы, но нет сомнений в том, что выбор ислама в качестве религии представителями многих национальностей современной Малайзии, южного Таиланда, Индонезии, Брунея и южных Филиппин произошел несколько сотен лет назад.
В 1500 году историк Антони Рейд отметил, что влияние ислама ощущается на побережье Суматры, Явы и Малайзии. Представители племен Юго-Востока Азии вошли в контакт с мусульманскими торговцами, прибывавшими не только из Индии, но и из Аравии. Арабские ученые-богословы также приезжали в Малайзию и Индонезию, распространяя информацию об исламе.
Малайзия и Филиппины обогатились духовно от знакомства с Благородным Кораном и исламским богословием, с трудами мусульманских теологов.
Рост городов в Африке напрямую связан с распространением ислама и экономическим ростом территорий, управляемых мусульманами.
Развивались также литература и науки, вырос общий культурный уровень населения. Производство и торговля сопровождали распространение ислама, и именно этим определялось влияние на интеллектуальную, экономическую и политическую жизнь в этом регионе.
И хотя общее политическое управление мусульманских правителей этим регионом продолжалось лишь одно столетие, ислам продолжал распространяться и мусульманская культура и общество процветали.
До 1500 года ислам широко распространился в регионе южнее Сахары.
Первым городом к югу от Сахары, в котором стало преобладать мусульманское население, стал Гао на реке Нигер в Мали, когда около 990 года его правитель принял ислам.
В 1040 году часть населения Сенегала так же приняла ислам. Через него ислам распространился по территории современного Сенегала, на запад Мали и в Гвинею. После того как короли Ганы стали мусульманами (это произошло в 1076 году) ислам распространился вдоль всей реки Нигер.
Мусульмане основали королевство Мали в период с 13 по 15 века и Сонгали в период с 1465 по 1600 годы. Далее на восток, район Канем-Борну около озера Чад стал мусульманским после 1100 года.
В Западной Африке, а также в Юго-Восточной Африке именно торговцы познакомили с исламом местных правителей, которые стали мусульманами, а за ними последовали и их подданные. Африканские ученые-богословы обосновались в городе Тимбукту, и оттуда стали распространяться исламская религиозная мысль и законы в другие города. На западе Африки через Сахель и вдоль по реке Нигер ислам продолжал распространяться по территории современной Нигерии.
Знаменитые торговые маршруты связали сетью Тимбукту, Нигерию, Триполи и Тунис.
В Восточной Африке торговцы распространяли ислам вниз по побережью уже с десятого века и позднее. В Судане, на юге Египта, население Нубии постепенно становилось мусульманским в течение четырнадцатого века, в том числе и благодаря миграции арабских кочевых племен.
Следует отметить, что до 1500 года влияние мусульман и их власть не распространялись дальше Хартума.
Ильдар Мухамеджанов