Репрессии в отношении мусульманского духовенства в период правления большевиков берут свое начало в дореволюционном прошлом. Ислам с его социальной направленностью, проповедующей принципы справедливости, разделения духовной и светской властей, в годы первой русской революции, не мог не отразиться на отношении к нему со стороны царствующей династии Романовых, настороженно наблюдавшей за процессами, происходящими в среде мусульман и, особенно, Европейской части России.
Эта тенденция заметно усилилась в период больших политических потрясений в начале ХХ века. Ислам царским правительством фактически рассматривался как политическое движение, представлявшее угрозу самодержавию, целостности и неделимости государства. К росту политической активности мусульман, а она наиболее рельефно проявлялась среди представителей зарождающейся национальной интеллигенции, получившей в большинстве своем образование и служителей религиозного культа, присматривался аппарат политического сыска. В качестве обоснования законности этого внимания, процессы, происходившие в среде мусульман России, официальными властями обволакивались в формулировки – панисламизм или пантюркизм.
Показательна в этом отношении речь Пуришкевича на заседании Государственной Думы. Давление, оказываемое властями на приверженцев Ислама, в первую очередь, оказывалось на реформаторское движение. Наиболее ярко это проявилось в преследовании религиозной секты Ваисовцев, отошедших от «верноподданнического» Уфимского муфтията, стоявшей на позициях социальной справедливости как элементе духовного начала Ислама. Кроме того, даже официальные религиозные деятели, стремящиеся идти по пути реформаторства, получившего название «джадидизм» также подвергались репрессиям.
В частности, давлению жандармского управления подвергалось медресе в деревне Иж-Бобья Агрызского уезда, прославившееся среди мусульман России своим новомодным обучением. Полицмейстер Салов в своем отношении губернатору Казанской губернии докладывал, что мулла Галимджан Галеев (впоследствии станет муфтием) ведет новомодное обучение и тем самым пропагандирует идеи панисламизма.
Г. Галлеев, он же Баруди, до революции за прогрессивную деятельность подвергался ссылке. Не жаловали его и большевики. Его смерть, после революции, в сане муфтия вызовет со стороны большевиков неприглядную, с моральной точки зрения, публикацию статьи «Пусть не заблуждается народ» в газете «Кзыл Татарстан». Ее подписали не только большевики такие как Галимджан Ибрагимов и Салах Атнагунов, но и Фатых Амирхан, Фатхи Бурнаш. А в своей статье «Неудавшаяся затея» от 29.12.21 г. Г. Баимбетов в ответ на 12-ти тысячное шествие мусульман во время похорон Баруди охарактеризовал его как «… фигуру, которая символизировала контрреволюцию среди мусульман».
Мусульманское население России не осталось в стороне от потрясений, происшедших в 1917 году. Политические лозунги большевиков оказались наиболее привлекательными не только малоимущей верующей массе, но и значительной части мусульманского духовенства, особенно в сельской местности. Прямыми союзниками большевиков были ваисовцы со своей идеей исламского социализма.
В связи с событиями т.н. Забулачной республики первой жертвой среди мусульманского духовенства стал Габдулла Каримович Апанаев. Лояльное отношение мусульманского духовенства к новой власти не могло подвигнуть ее на резкие меры против него. Отделение церкви от государства фактически уравняло возможности мусульманского духовенства с православным в ее религиозной деятельности среди населения. Более того, Ислам с его гибкой идеологической доктриной стал быстро приспосабливаться к новым политическим реалиям. Это, наряду с начавшимся процессом реформаторства, позволило укрепить его позиции среди населения.
Продолжение следует..
Ровель Кашапов