Почему османские султаны хранили святые реликвии ислама в Стамбуле?

Дворец Топкапы. Вид с бухты Золотого Рога. Источник wikipedia.org

Дворец Топкапы. Вид с бухты Золотого Рога. Источник wikipedia.org

Благодаря былой истории Османской империи, дворец Топкапы, который многие века являлся административным центром и резиденцией дома Османов, считается одним из ценнейших архитектурных памятников современной Турции.

Сейчас это самый известный музей Турции. Для мусульман этот дворец тоже имеет особое значение, ведь здесь хранится множество ценных святых реликвий ислама, включая личные вещи пророка Мухаммада ﷺ.

После посещения различных помещений дворца, где выставлены коллекции ювелирных украшений, старинных часов, столовых приборов и обеденных сервизов, многие туристы, продвигаясь дальше вглубь дворцового комплекса, выстраиваются в длинную очередь у места, известного как Палата святых реликвий (Mukaddes Emanetler Dairesi).

Здесь хранятся одни из самых ценнейших реликвий ислама, в том числе священная мантия пророка Мухаммада ﷺ, мечи, которые, как считается, принадлежали четырем его самым близким сподвижниками: Абу Бакру, Умару ибн аль-Хаттабу, Усману ибн Аффану и Али ибн Абу Талибу (р.а.).

В музее также представлены другие предметы, которые, как считается, принадлежали таким пророкам, как Ибрахим, Йусуф, Муса и Давуд (а.с.). Хотя многие туристы смотрят на реликвии с трепетом и восхищением, они, вероятно, упускают из виду еще один важный исторический факт – побеленное здание, на котором они находят, одновременно служило личными покоями и рабочим местом османских султанов.

Хас Ода. Фото sarrafoglu.com

Хас Ода. Фото sarrafoglu.com

Это было самое личное и сокровенное пространство султанов во всем дворце. В этой просторной отдельной комнате, также известной как Хас Ода (Has Oda), обсуждались самые деликатные вопросы и решалась судьба империи.

Бывший руководитель музея Топкапы, профессор университета Мармара, Мустафа Сабри Кучукашчи считает, что османские султаны хотели держать святые реликвии под рукой, потому что они думали, что присутствие реликвий во дворце Топкапы превращало Стамбул в центр исламского мира. Еще со времен династии Омейядов плащ Пророка (с.а.в.), известный как «Священная мантия», использовался как символ мусульманского халифата.

Как личные покои султана стали домом халифа

Решение хранить святые реликвии в Хас Ода, или в отдельной комнате рядом, – возможно, самом безопасном месте во дворце – имеет символический вес. В Хас Ода на престол восходили османские султаны, принесшие присягу на верность (биат). В Хас Ода они также спали и ритуально омывались после смерти. Это помещение впервые было выстроено во времена султана Мехмеда II, покорителя Константинополя.

Со времен Мехмеда II здание несколько раз реставрировалось. К тому времени, когда султан Селим I перенес святые реликвии из Египта в Стамбул, резиденция османских султанов неожиданно превратилась в своего рода мусульманскую святыню. Здесь султаны и другие официальные лица проводили церемонии, чтобы поцеловать плащ Пророка, отдать дань уважения другим реликвиям и продемонстрировать свою приверженность исламу.

Это интересно: Фотопутешествие в Стамбул: почему в этот город хочется возвращаться?

В результате османская столица получила статус политического и религиозного центра исламского мира. С этого момента османские султаны официально приняли титул халифа – главы и защитника всех мусульман.

В XVII веке главный архитектор дворца Мустафа Сафи обозначал Хас Ода как «Бейтуль-хилафе», что означает «Дом халифата», поскольку перечисленные им святые реликвии, находившиеся в этом помещении, превращали его в сердце халифата.

Ахмет Джевдет-паша, один из самых выдающихся османских государственных деятелей и правоведов конца XIX века, утверждал, что халифат Аббасидов потерял контроль над большей частью исламского мира, поскольку мамлюки использовали их как инструмент для обретения легитимности в исламском мире.

Плащ Пророка (с.а.в.). Дворец Топкапы (1)

Плащ Пророка (с.а.в.). Дворец Топкапы (1)

По словам паши, именно династия Османов восстановила исламский порядок после того, как султан Селим I победил мамлюков и взял халифат у Аббасидов. Он считал, что, объединяя султанат с халифатом, Османское государство достигло более высокого уровня, которого оно заслуживает. Благодаря этому союзу, ислам укрепил свои позиции в мире.

Османы проявляли особый интерес и почтение к святым реликвиям, и этот интерес выходил за рамки реликвий времен пророка Мухаммада ﷺ. Были также собраны предметы, которые, как полагают, принадлежали другим пророкам прошлого. Среди 600 священных предметов также есть сковорода пророка Ибрахима (а.с.), посох пророка Мусы (а.с.) и тюрбан пророка Йусуфа (а.с.).

В начале XIX века султан Махмуд II решил покинуть Хас Ода и использовать свои бывшие покои исключительно для хранения святых реликвий.

След ноги Пророка (с.а.в.) Дворец Топкапы. Фото tripadvisor.ru

След ноги Пророка (с.а.в.) Дворец Топкапы. Фото tripadvisor.ru

Его сын султан Абдулмеджид I, который упорно проводил политику модернизации Османского государства, покинул дворец Топкапы в 1856 году и переехал в недавно построенный дворец Долмабахче в стиле французского необарокко у пролива Босфор. Таким образом, вот уже много веков святые реликвии хранятся в Стамбуле в дворце Топкапы.

Социальные комментарии Cackle