Почему мы пренебрегаем историей ислама? Часть 2

Как мусульмане должны воспринимать свою историю? (Источник фото: freepik.com)

Как мусульмане должны воспринимать свою историю? (Источник фото: freepik.com)

Начало: Почему мы пренебрегаем историей ислама?

Этот процесс очень простой. Утверждение должно быть отклонено, если оно не соответствует фактам или противоречит Корану. Например, это известный факт, что сахабы - сподвижники Пророка (мир ему и благословение), были лучшими из мусульман и строго придерживались Корана. Следовательно, если существует утверждение, что некоторые сахабы использовали свое положение для накопления золота и огромных богатств, а Коран требует от мусульман, чтобы они раздавали богатство, в котором они сами не нуждаются, то это «утверждение» должно быть отброшено:

«Тебя спрашивают, что расходовать. Ответь: «Излишек [который остается после необходимых расходов. Но не оставляйте себя в положении нуждающихся]» (сура «Аль-Бакара», аят 219).

Если некоторые свидетельства утверждают, что сахабы ссорились, препирались или физически убивали друг друга в стремлении к власти, они должны быть немедленно отклонены, потому что оскверняют характер тех людей, которые по требованию Корана были, несомненно, благочестивыми, нежными и милосердными друг к другу:

«Мухаммад — посланник Аллаха [направленный к вам с истинной религией]. А те, кто с ним [его сподвижники], суровы к неверующим и милосердны друг ко другу. Ты видишь, как они [сподвижники] совершают поясные [рукуʼ] и земные поклоны [суджуд], стремясь к милости Аллаха и [Его] довольству. Их [отличительный] признак – следы земных поклонов на лицах. Так они описаны в Таурате. А в Инджиле они сравниваются с ростком, пробившимся среди посевов. Он укрепился, стал толстым и выпрямился на своем стебле, восхищая земледельцев. [Аллах привел это сравнение для того], чтобы разозлить неверующих. И Аллах обещал верующим, совершавшим праведные поступки, прощение и великую награду» (сура «Аль-Худжурат», аят 29).

Сподвижник Пророка, который стал свидетелем смерти 120 своих потомков

Однако этот процесс изучения истории, вероятно, более сложен в эмоциональном плане, чем в умственном, потому что он требует воли, чтобы отбросить верования и фольклор, которые не соответствуют вышеуказанным критериям, независимо от того, сколько им времени и насколько они для нас дороги.

Известно (и это признают даже немусульманские историки), что во времена правления праведного халифа Умара произошло самое большое расширение территорий в истории ислама. Также общепризнано, что политические и экономические реформы, которые провел халиф Умар, были основаны на справедливости, с уделением особого внимания низшим слоям общества. Люди пользовались основными правами и свободами человека, что было беспрецедентным для того времени. Ведь в период его правления даже старая женщина могла задавать вопросы и публично критиковать халифа, и при этом не опасаться возмездия.

Кроме того, когда Умар был халифом, было подписано множество договоров и проведено несколько социальных реформ. О работе государственного казначейства (Байт-уль-мал) даже ходили легенды. Халиф Усман также создал множество других государственных органов и учреждений. Например, органы по переписи и социальному обеспечению. Это делалось в том числе для того, чтобы постоянно иметь информацию о количестве людей, переходящих в лоно ислама.

Давайте вспомним, что ни одно стихийное бедствие, такое как наводнение, пожар или землетрясение, никогда не поражало Медину со времен Пророка (мир ему и благословение). Поэтому никто не сможет утверждать, что эти документы были уничтожены в результате стихийного бедствия. Никто также не сможет сказать, что враги ислама уничтожили эти документы, поскольку ни один немусульманский правитель никогда не покорял Медину. Этот город всегда находился под властью мусульман со времен Пророка (мир ему и благословение).

Хотя Священный Коран призывает мусульман извлекать уроки из истории, они, по сути, проигнорировали это послание. Коран представляет историю народов прошлого как свидетельство действенности и истинности его послания и предостерегает тех, кто не слушает вердикт истории:

«И, поистине, до вас случалось подобное [когда Всевышний Аллах наказывал народы, отвергавшие истину]» (сура «Алю Имран», аят 137).  

«Скажи [неверующим]: «Поездите по земле и посмотрите, каков был итог [людей] считавших [пророков] лжецами» (сура «Аль-Анам», аят 11).

«Разве они не путешествовали по земле и не видели, каким был итог тех, кто был до них? Аллах уничтожил их, и неверующих ожидает то же» (сура «Мухаммад», аят 10).

Рассказы, которые были важнее для Абу Ханифы, чем изучение фикха

Есть два способа познания истории народов: изучение архивов и исследование археологических открытий.

История, основанная на устных повествованиях при отсутствии архивов, может быть не столь надежной, особенно если эта история составлена в период правления царей, королей, султанов и т.д.

Мухсин Нурулла

Примечание:

Подготовлено на основе статьи др. Мансура Алама “Why Islamic History Is Overlooked?”, который является одним из активных деятелей мусульманской общины в Толедо (Испания).

Социальные комментарии Cackle