Почему мы пренебрегаем историей ислама?
Мы имеем огромное количество литературы по истории ислама, однако подавляющее большинство мусульман - как молодых, так и пожилых - не знают этого предмета. Хотя в мире насчитывается более полутора миллиардов мусульман, можно без преувеличения сказать, что очень немногие из интересуются историей ислама.
Важность истории для людей невозможно переоценить. Ведь история подобна долговременной памяти, в которой хранятся судьбы народов. Можно с уверенностью сказать, что люди без истории - это люди без памяти. Возникает следующий вопрос: почему же нашим исламским ученым не удалось привлечь мусульман, особенно молодежь, к изучению истории ислама? Имеет ли это какое-либо отношение к их чрезмерному вниманию к культовой части ислама, в то время как его история в их глазах теряет свое значение?
Какой бы ни была причина, факт остается фактом: подавляющее большинство мусульман не знают или не заинтересованы в поиске истины об истории ислама. Ученые и лидеры конкурирующих мусульманских течений играют с чувствами своих последователей, чтобы продвигать свою версию истории, как историю ислама. Тем не менее, всегда существовали исключения, среди исламских ученых были те, которые действительно стремились найти правду об истории ислама, бросая вызов доминирующим течениям своего времени.
Как правильно интерпретировать исламскую историю? Что такое исламская история? Является ли она синонимом мусульманской истории? Исповедуют ли мусульмане ислам - ислам, провозглашенный и соблюдаемый Пророком (мир ему и благословение)? Или они отклонились от него? Что случилось с мусульманским миром после окончания периода четырех праведных халифов? Является ли все, что делается во имя ислама мусульманскими правителями или политиками, частью исламской истории? Есть ли объективный стандарт, по которому можно измерить, что является исламским, а что нет?
Изучение истории часто представлено хронологическими терминами, описывающими подъем и падение империй. Но разве история только это? Как насчет первопричин взлета и падения народов, будь то исламских или неисламских? Есть ли какой-то аспект истории, выходящий за пределы пространства и времени? Другими словами, существует ли историческая наука?
Дом Мудрости (Байт аль-Хикма): где находился и почему так называется?
Для мусульманина изучение истории должно быть похоже на наблюдение за законами Аллаха в действии, применение теории, данной в Коране и практики, продемонстрированной Пророком (мир ему и благословение). Коран требует, чтобы мусульмане размышляли над историей не просто для того, чтобы знать ее, но, и чтобы извлечь из нее уроки. Изучая историю, мусульмане могут понять, как законы Аллаха работают в мире человечества. Когда империи исчезают и возникают новые, это не просто случайность, и Аллах не играет в игры с нашим миром. Народы приводят их к гибели, не живя в гармонии с законами общества, которые Аллах установил для всех.
Трудно винить некоторые немусульманские народы, которые просто проходят процесс проб и ошибок без Коранического руководства. Но что мы можем сказать о мусульманах, у которых есть это руководство для решений, но которые в настоящее время являются самыми обездоленными людьми в мире? Что вызвало и продолжает вызывать падение мусульман? Обвинять других или оправдываться за их плохое положение - это не будет справедливо перед судом Аллаха.
Продолжение следует...
Мухсин Нурулла
Примечание:
Подготовлено на основе статьи Мансура Алама “Why Islamic History Is Overlooked?”, который является одним из активных деятелей мусульманской общины в Толедо (Испания).
Читайте также:
-
Бог в Исламе
Люди имеют только одного Всевышнего - Аллаха. Аллах - центр мусульманской культуры, он никогда не имел сыновей и дочерей. Аллах вечен, един и неповторим - вот основные качества Всевышнего, о которых мы узнаем с первых страниц Корана.
Аллах является создателем и устроителем всего сущего. Он никогда не был рожден и не имел детей. Концепция всемогущества мусульманского божества строится на его неповторимости. Согласно писанию, никто не похож на Аллаха, и только он обладает качествами Бога. Все сущее не может существовать без Аллаха, он необходим и незаменим.
-
Али ибн Абу Талиб - четвертый праведный халиф
Ислам богат событиями, наполняющими его героическую и драматическую историю. Деятельность халифа Али (Али ибн Абу Талиб), ставшего четвёртым праведным халифом наполнена важными, с исторической и религиозной точки зрения, событиями.
Праведный халиф Али встречается в истории и под другими именами: Абу Хасан, Абу Тураб и Хайдар. Али был братом и зятем Пророка Мухаммада( мир ему и благословение Всевышнего!).
Фигура праведного халифа Али взошла на небосклоне истории Арабского халифата в самые тяжёлые для страны времена. Государство находилось в смутном положении, шла гражданская война. В такие периоды обществу нужны мудрые правители, способные остановить кровопролитие, привести в порядок государственные институты, наладить деятельность суда и вернуть страну в мирное русло.
Историческая роль халифа Али в Исламе
После убийства халифа Усмана, когда общество было расколото на части, народ обратился к Али с просьбой взять управление Халифатом в свои руки. Заручившись поддержкой своих сподвижников, собрав армию, Али нанёс сокрушительное поражение войскам мятежников в битве под Басрой в 656 году, вошедшей в историю под названием «Верблюжья».
Страна заслуживала мира, но внутренние противоречия не давали возможности для её спокойного развития. Мятежные группировки в Египте и в Ираке под предводительством Му`авии ибн Абу Суфьяна начали открытый мятеж против халифа Али. Армия Али смогла одержать победу при Сиффине в 657 году, но до мира было ещё далеко. Образовавшаяся мятежная секта хариджитов восстала против халифа Али.
В битве при Нахраване в 658 году, армия халифа Али вновь одерживает победу, но до конца разгромить мятежников не получается. Воспользовавшись нестабильностью, внутренними раздорами, хариджиты сумели осуществить заговор против халифа. Армия Али смогла противостоять войскам Му`авии, но сам халиф попав в плен был убит.
После смерти праведного халифа Али в Исламе началось противостояние между суннитами и шиитами. Все усилия, попытки мудрецов Ислама устранить противоречия не привели к желаемому результату.
Четвёртый праведный халиф Али – выдающийся политический и религиозный деятель в истории Ислама и Халифата. В жизни сам Али пережил много значимых событий. Принятие Ислама, поддержка пророка и своего учителя Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!) в самые тяжёлые минуты его жизни, деятельность в качестве кади позволили Али стать тем, кем он вошёл в историю и заслужил любовь народа.
Природная мудрость, тяга к знаниям, понимание закона и справедливости, умение вести политический диалог и беседовать с политическими противниками, сделали Али поистине великим государственным деятелем.
-
5 современных уловок шайтана
Человек с самого рождения и до того момента, пока его душа не покинет этот мир, проходит через разные испытания, которым нет конца и края. Да впрочем, жизнь человека - это звенья испытаний, соединенных в одну единую длинную цепь. Пройдя через них, и завершив свою жизненную дистанцию, ожидает своего результата, благодаря которому он либо возрадуется, либо опечалится.
-
Хиджаб: правда и ложь
Разоблачение самых распространенных заблуждений о мусульманском платке.
-
Пусть грешник не отчаивается, а верующий не кичится
Мы часто составляем мнение о человеке, опираясь лишь на внешние данные: облик, поведение, слова. И даже не зная его внутреннего мира, считаем собственные представления о другом исчерпывающими. Встречается такое и среди мусульман. Видя в других приметы маловерия или зная о чужих грехах, мы тут же мысленно оправляем их в Ад.
-
В возрасте ста сорока четырех лет Пророк Юсуф (с.а.) покинул этот мир…
Имеется очень много рассказов, связанных с пророком Юсуфом. Многие из них приводятся в тафсирах, поскольку повествования о нем прекрасны. Всевышний Аллах приводит и другие повествования, упоминая в них о других пророках, праведниках, толкователях снов, правителях, однако только повествование о пророке Юсуфе называет «прекраснейшим повествованием». Муфассиры объясняли это тем, что благочестивый Юсуф, как никто другой, прошел через многие страдания и муки, испытал любовь и ненависть, верность и измену. Будучи рабом, стал султаном. Из-за своей красоты был брошен в тюрьму. Благодаря душевной красоте стал правителем.
-
В пятницу таких людей Аллах благословит десять раз
Ранее мы говорили о молитвах, сурах, которые желательно читать в ночь с четверга на пятницу, также рассказали о том, как проводил пятничный день сам Пророк Мухаммад (мир ему). Сегодня...
-
Аллах прощает колдовство только в одном случае...
Колдовство – один из самых тяжких грехов, ведь его вред распространяется не только на того, кто им занимается, но и на тех, против кого оно направлено. Колдовство на протяжении многих столетий представляло собой большую проблему для людей.