Дом Мудрости (Байт аль-Хикма): где находился и почему так называется?

В прошлой нашей статье мы выяснили, что Дом Мудрости (Байт аль-Хикма), также известный как Большая библиотека Багдада, являлся крупнейшим академическим и интеллектуальным центром не только государства Аббасидов, но и всего Средневекового мира. Именно период расцвета Дома Мудрости называют Золотым веком ислама. Откуда же он берет свое название и где находился?

Когда аббасидскими халифами в Багдаде была собрана огромная коллекция книг, значительное количество переводов, карт, рукописей и т. д., им пришлось построить специальное место для хранения этих коллекций. Историки считают, что наиболее вероятным местом нахождения библиотеки был дворец халифов.

Байт аль-Хикма эпохи Аббасидов имела разные имена. Согласно некоторым историческим источникам, ее называли "кладовой мудрости" - это имя, которое дал ей такой историк как Ибн аль-Надим, который в том числе часто использовал термин "байт аль-хикма" .

А также другие ученые, как Ибн Саид аль-Андалуси или аль-Калакшанди, тоже для обозначения Дома Мудрости использовали термин "кладовая мудрости". Например, Хаджи Халифа, использует другое название, известное как "дар аль-хикма". Однако в различных названиях Дома Мудрости самым интересным является то, что все они имеют одно и тоже смысловое значение: это место, где можно найти все знания и мудрость.

К сожалению, как уже отмечалось в нашей предыдущей статье, вся сохранившаяся информация о Доме Мудрости очень скудна. И практически нет упоминаний о его местонахождении. Если учитывать архитектурные решения, распространенные в тот период, это книгохранилище было частью дворца. Яркими примерами являются Кордовский дворец и дворец фатимидского халифа Аль-Азиза Биллаха (годы правления 975-996), а также дворцы правителей Индии и Ирана.

Считается, что во времена правления халифа Харуна ар-Рашида (правил в 786-809 годах), Дом Мудрости был частью дворцового комплекса халифа. Это был отдельный дом ("дар") внутри комплекса. Некоторые историки утверждают, что это было большое пристроенное помещение с отдельным входом.

Однако, когда во времена правления халифа аль-Мамуна (правил в 813-833 годах) количество переведенных и написанных книг увеличилось, дом превратился в огромное здание с большим количеством залов и комнатой для переводчиков, ученых и читателей. В результате библиотека была перемещена в Аль-Русафу, в местечко аш-Шаммасийя, которая является частью Багдада на восточном берегу реки Тигр. К тому же к новой перемещенной библиотеке была добавлена астрономическая обсерватория.

Это была первая астрономическая обсерватория в исламском мире, построенная по приказу халифа аль-Мамуна в Багдаде в 828 году. Строительством руководили ученые Дома Мудрости: старший астроном Яхья ибн Аби Мансур и младший астроном Санад ибн Али аль-Аляхуди.

Обсерватория получила название Маумтахан. После цикла наблюдений за Солнцем, Луной и другими планетами была построена вторая обсерватория на горе Касиун, недалеко от Дамаска. Результаты всех этих наблюдений были обобщены в работе, известной как аз-Зидж аль-Мумтахан, что переводится как «Проверенные таблицы».

Продолжение следует...

Мухсин Нурулла

Использованные источники: 

1.Adel Abdul-Aziz Algeriani, Mawloud Mohadi. The House of Wisdom (Bayt al-Hikmah) and Its Civilizational Impact on Islamic libraries: A Historical Perspective // Mediterranean Journal of Social Sciences.Vol. 8. No. 5, Sept. 2017. Р. 182-184. 

2.Brentjes Sonja, Morrison Robert G. The Sciences in Islamic Societies // The New Cambridge History of Islam. Vol. 4. Cambridge, 2010. Р. 569.

3.Dimitri Gutas. Greek Thought, Arabic Culture: The Graeco-Arabic Translation Movement in Baghdad and Early ʻAbbāsid Society (2nd–4th/8th–10th Centuries). Psychology Press, 1998. Р. 53–60. 

4. Jim Al-Khalili, Jim, The House of Wisdom: How Arabic Science Saved Ancient Knowledge and Gave Us the Renaissance. New York, 2011. P. 79-92.

Социальные комментарии Cackle