В журнале «Милли юл» 1 августа 1929 года была опубликована публицистическая статья «Мусульмане Добруджи», автором которой является крупный татарский общественный деятель и писатель Гаяз Исхаки (1878-1954). Г.Исхаки делится с читателями своими наблюдениями и размышлениями по злободневным вопросам: «Почему мусульмане Румынии столь разобщены и инертны? Что мешает им воспользоваться правами, которые предоставляет им законодательство страны? Каковы пути преодоления противоречий и выработки оптимальных решений?»
Islam-today предлагает окончание статьи.
Мусульманам была предоставлена широкая автономия для того, чтобы иметь возможность удовлетворять свои духовные и национальные потребности, создавать фонды для пожертвований, строительства мечетей, медресе, чтобы поддерживать в порядке свои кладбища. Им дозволялось осуществлять преподавание и воспитание подрастающего поколения в соответствии с мусульманскими канонами, а для этого был учрежден Исламский центр. Власти обещали оказывать всяческое содействие и поддержку. В Сенате даже была выделена квота – одно место для депутата от мусульманской общины, который по задумке властей, должен был бы защищать интересы своих соплеменников. Руководители страны выразили готовность помочь мусульманам в организации школ, детсадов и приютов, сохранять и развивать национальную литературу, театр, музыку, изучать свою историю и духовное наследие своего народа. Для этих целей было принято решение основать национально-культурный центр, по примеру иных национальных общин, действовавших в то время в стране.
Перед мусульманами Добруджи стояла задача сделать всего лишь один шаг – реализовать идею национально-культурной автономии. Несмотря на то, что несколько раз представители мусульманской интеллигенции, собравшись вместе, обсуждали этот вопрос, однако им так и не удалось достичь единого мнения и создать ни мусульманского ни национального центров. Какое-то недопонимание и не совсем ясные мелкие причины оказались непреодолимым препятствием на этом пути и не смогли воспользоваться теми возможностями, которые предоставляла им национально-культурная автономия.
Они даже не смогли прийти к единому мнению по кандидатуре в Сенат и делегировать человека в этот представительный орган. Иудеи и болгары оказались более расторопными в этом деле и направили своих представителей в Сенат. Место в парламенте, которое закреплено за мусульманами до сих пор пустует. Более того мусульмане из-за своей неорганизованности и разобщенности не смогли до конца воспользоваться своим правом и предложить в состав Национального Собрания четырех представителей, и в настоящее время там их политические и национальные интересы представляет лишь один депутат, а три места остаются свободными. Да и в состав Сената они имеют право делегировать двух человек, но к сегодняшнему дню там нет ни одного мусульманина от их общины. Заметим также, эта разобщенность ощущается даже в методике воспитания и образования в разных учебных заведениях. Нет здесь должного единства и в программах преподавания, целях и задачах учебно-воспитательного процесса, не налажено также материальное обеспечение учебных заведений.
Издающиеся общиной газеты также не способствуют сплочению уммы и не служат делу пропаганды единства нации. Именно поэтому мусульмане не могут воспользоваться теми политическими правами, которые гарантируются им местными законами и не могут использовать выделенные из бюджета средства на пользу общего дела. Из-за имеющихся разногласий нет должного порядка даже в обеспечении школ учебниками, в воспитании и образовании детей, обучении их основам Ислама, а также тех из них, кто лишен возможности посещать школы и медресе. Болгары, к примеру, здесь имеют несколько газет и журналов, книжные издательства и книжные магазины, а наших единоверцев нет ни одной типографии, в которой можно было бы издать какую-либо книжонку, нет также издательств и книжных магазинов.
Таким образом, двухсоттысячная община мусульман, которая десять лет назад вошла в состав Румынии не может воспользоваться предоставленными правами в реализации своих религиозных и национальных потребностей. Конечно же, эти печальные факты не оставались в стороне от внимания людей передовых взглядов. Естественно, некоторые из них предпринимали попытки изменить положение, но по причине отсутствия опыта и традиций все их усилия не давали должных результатов. Именно поэтому мусульмане в лице румын и болгар постепенно начали терять уважение.
В конечном счете, представители вновь прибывших и издавна проживавших в этой стране двух общин мусульман пришли к мнению, что если так будет продолжаться и далее, то правоверные вообще лишатся всех привилегий, которые им предоставляет власть и, отложив в сторону все разногласия, решили создать единую духовно-национальную организацию. Мы с радостью восприняли весть о том, что мусульмане Румынии, число которых никак не меньше населения целого государства Черногории, решили объединиться. Очевидно, эта весть будет с одобрением воспринята нашими единоверцами, проживающими в разных уголках земли. Остается лишь пожелать дружной, совместной работы во благо всей двухсоттысячной мусульманской общины. Пусть Всевышний поможет им в этом важном деле!
Islam-Today
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.