Прежде чем перейти к истории Персидского кладбища Петербурга, необходимо начать с истории мусульман Петербурга. Появление мусульманской общины в Петербурге связано с татарами, которые прибыли сюда для строительства города. Когда только строилась земляная Санкт-Петербургская крепость, находящиеся на службе татары укладывали ее дерном, а после этого выполняли разные работы по артиллерии. В последующем недалеко от крепости возникла татарская слобода, где проживали татары, калмыки и другие «инородцы», отправленные на постройку новой столицы.
Первая информация о существовании мусульманского кладбища в Петербурге встречается в 18 веке. Согласно преданию, оно возникло еще во времена правления Петра I и располагалось где-то на Выборгской стороне. Скорее всего оно находилось к северу от Военно-сухопутного госпиталя, примерно на месте нынешних корпусов Военно-медицинской академии. Здесь до 1780-х годов хоронили умерших пациентов и «иноверцев» города. Но вряд ли еще можно говорить об отдельном мусульманском кладбище, вероятнее всего это был всего лишь отдельный участок кладбища, отведенный для мусульман.
Согласно архивным данным, первую попытку обустроить отдельное мусульманское кладбище предпринял отставной подпоручик Шаги-Ахмет Тефкилев. В 1798 году он вместе с мусульманской общиной города обратился с прошением на имя императора о пожаловании мусульманам Петербурга молитвенного дома и отвода места для кладбища. Однако просьба осталась без удовлетворения.
С данной просьбой мусульмане обращались неоднократно и лишь в 1826 году в ответ на ходатайство ахуна (военного муллы) Отдельного гвардейского корпуса Джихангира (Джангир) Хантемирова был дан положительный ответ. В результате был выделен участок в две десятины на берегу речки Волковки. В то время участок находился в трех верстах от города. Земля для кладбища была выкуплена у крестьян Волковой деревни. Однако это место было выбрано не случайно, еще во времена Екатерины II здесь хоронили турецких военнопленных, живших рядом с Волковой деревней.
В последующем это кладбище станет называться Татарским, потому что большинство мусульман Петербурга составляли татары. Однако здесь хоронили и других мусульман, исповедовавших суннитский толк ислама. В 1831 году Петербург поразила эпидемия холеры. Правила того времени предписывали хоронить умерших от этой болезни на отдельных кладбищах. Так рядом с Татарским кладбищем возникло особое холерное кладбище.
Согласно переписи 1869 года, в Петербурге проживало всего 1707 мусульман, из них татары – 1564, персы – 50, турки – 25, кабардинцы и лезгины – 17, черкесы и другие горцы – 16, киргизы и башкиры – 6, бухарцы – 6. Но эта перепись не учитывала мусульман, приезжавших в город временно, а их тоже было достаточно много.
Хотя персов было не так много, но они тоже появились в Петербурге довольно рано. Прежде всего это происходило через разные торговые и посольские миссии. Ведь стоит упомянуть, что первым иностранным посольством, прибывшим в Петербург в 1811 году, было именно персидское.
Также в первой половине 18 века из Персии трижды приводили слонов, которые потом жили в новой столице со своими погонщиками-персами. В тот же период начинают приезжать персидские купцы. Таким образом в Петербурге складывается своя небольшая персидская община. Интересен тот факт, что практически половина персидской общины принадлежала к дворянскому сословию. Однако нужно уточнить, что под персами тогда имелись в виду не только этнические персы, но и тюркские подданные Персии.
Продолжение следует...
Мухсин Нурулла
Использованные источники:
1. Пирютко Ю. М., Кобак А. В. Исторические кладбища Санкт-Петербурга. М.-СПб, 2011.
2. Беккин Р. И., Тагирджанова А. Н. Мусульманский Петербург. Исторический путеводитель. М.-СПб., 2016.
3. Тагирджанова А. Н. Санкт-Петербург с восточным колоритом: прогулки по городу. СПб, 2020.