Начало: Персидское кладбище Петербурга: первые мусульманские кладбища и история появления
В отличии от большинства мусульман города персы исповедовали шиитский толк ислама. Поэтому в конце 1841 года персидская община Петербурга обратилась с ходатайством об обустройстве рядом с Татарским кладбищем города отдельного Персидского кладбища.
Опираясь на данное ходатайство Департамент духовных дел иностранных исповеданий попросил решить эту проблему министра государственных имуществ. Необходимость отдельного кладбища министру объяснялась следующим образом: «Для погребения умирающих в Санкт-Петербурге магометан отведено по распоряжению правительства особое место, известное под названием Татарского кладбища. Признавая учение Омара, татары, как и все прочие сунниты, питают неприязнь к персиянам, последователям Алия, и по свойственному магометанам фанатизму не могут без неудовлетворения видеть погребение их на одном и том же кладбище».
Вскоре просьба была удовлетворена. Положительному решению способствовал и тот факт, что персидская община обязывалась сама обустроить место под кладбище и содержать его. Для этого предполагалось выделить 400 кв. саженей земли рядом с Татарским кладбищем. Однако обустроить кладбище удалось не сразу, так как возникли некоторые проблемы с выбором земли. Дела по обустройству кладбища персидская община возложила на Алиакбера Абдуллаева - эфенди Собственного Его Императорского Величества конвоя.
В то время земли около Татарского кладбища принадлежали крестьянам расположенной по соседству Волковой деревни. Крестьяне сначала не желали продавать земли перед Татарским кладбищем, как того хотелось персидской общине. Они предлагали земли за Татарским кладбищем. Лишь путем уговоров и дополнительной платы, Алиакберу Абдуллаеву наконец-то удалось заполучить заветные земли. И в 1843 году на Персидском кладбище появились первые захоронения. В последующем община расширила участок кладбища выкупив еще 300 кв. саженей земли.
Для решения текущих дел, связанных с кладбищем, персидская община назначала специального заведующего. Благодаря городским справочникам, например, известно, что в 1913 году конторой Персидского кладбища заведовал Галим-Мурза Максутов. А в 1917 году и Татарским и Персидским кладбищем заведовал один и тот же человек - Мухаммед-Алим Максутов.
В начале 20 века Персидское кладбище фактически стало частью Татарского. А в советское время Персидское кладбище вместе с Татарским вошли в состав Ново-Волковского кладбища.
На Персидском кладбище самыми старыми считаются две сохранившиеся могилы персидских купцов из города Решда: Хаджи Ага Мухаммада Таджи (похоронен в 1843 году) и Ага Мирзы Садыка (похоронен в 1844 году). Интересно, что обе могилы имеют большие горизонтальные надмогильные плиты из черного камня или так называемые плиты-гробницы, с надписями на фарси.
Другим примечательным захоронением является могила персидского принца из тюркской династии Каджаров - Шафи-Хана (1853-1909). Его дед, Бахман Мирза Каджар (1811-1884), был внуком персидского правителя Фетх Али-шаха. В свое время Бахман Мирза назначался на важные государственные должности в Персии: был генерал-губернатором Южного Азербайджана, правителем Йезда, губернатором Ардебиля, губернатором Бурджухида и Тегерана.
Однако после обвинений в заговоре ему пришлось покинуть родину и принять российское подданство. Местом его проживания в России стал город Шуша в Шемахинской губернии (ныне город в Нагорном Карабахе, Азербайджан). Стоит отметить, что у Бахман Мирзы Каджара была огромная семья. К концу жизни у него было 16 жен и шестьдесят три ребенка - тридцать один сын и тридцать две дочери.
Шафи-Хан Каджар родился в Шуше в 1853 году в семье Джелаледдина Мирзы - второго сына Бахмана Мирзы. Получив первоначальное домашнее образование, в 1874 году он поступил на службу корнетом и состоял при Кавказской армии. Вскоре в том же году он был прикомандирован для несения службы к 13-му лейб-гренадерскому Эриванскому полку.
В 1877 году высочайшим приказом Шафи-Хан был переведен в 15-й драгунский Его Императорского Высочества Великого Князя Николая Николаевича Старшего полк с переименованием в прапорщики. В последующем участвовал в Русско-Турецкой войне 1877-1878 гг. и был участником Ахал-Текинской экспедиции в 1880—1881 гг. И смог дослужиться до звания подполковника. В 1909 году Шафи-Хан Каджар был обвинен в растрате казенных денег. Он застрелился 2 января 1909 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Персидском кладбище города.
Мухсин Нурулла
Использованные источники:
1. Пирютко Ю. М., Кобак А. В. Исторические кладбища Санкт-Петербурга. М.-СПб, 2011.
2. Беккин Р. И., Тагирджанова А. Н. Мусульманский Петербург. Исторический путеводитель. М.-СПб., 2016.
3. Тагирджанова А. Н. Санкт-Петербург с восточным колоритом: прогулки по городу. СПб, 2020.
4. Всеобщая адресная книга С.-Петербурга… / Издание Гоппе и Корнфельда. — СПб., 1868.
5. Весь Петербург на 1913 год, адресная и справочная книга г. С.-Петербурга / Ред. А. П. Шашковский. — СПб., 1913.