Андалусия, Испания. Фото: vunavgallery/ elements.envato.
Ровно 521 год тому назад, 8 декабря 1504 года (1 раджаба 910 года Хиджры), в алжирском городе Оран был написан один из самых важных документов в истории поздней Андалусии — так называемая «Оранская фетва» или «Фатва-и аль-Вахрани» (الفتوى الوهرانية). Ее автором стал выдающийся маликитский факих Абу аль-Аббас Ахмад ибн Аби Джум‘а аль-Маграви аль-Вахрани (ум. 1511). Этот текст стал духовным спасательным кругом для сотен тысяч мусульман Гранады и всей Кастилии, которых в 1500–1502 годах насильственно крестили после падения последнего мусульманского государства на Пиренейском полуострове.
Фетва была ответом на трагическую реальность: католические короли Фердинанд Арагонский и Изабелла Кастильская нарушили условия капитуляции Гранады 1492 года и начали массовое принудительное обращение мусульман в католицизм. Мусульманам запретили арабский язык, исламскую одежду, омовение, пятничную молитву и даже имена. Тех, кто отказывался креститься, убивали, изгоняли или обращали в рабство. В этих условиях многие внешне приняли христианство, став так называемыми «морисками».
Оранская фетва дала им шариатское обоснование, как оставаться мусульманами в сердце, даже если тело вынуждено подчиняться притеснителям.
Как в Европе переняли опыт исламских астрономических школ
1. Фетва разрешила то, что в обычных условиях строго запрещено.
Автор фетвы писал: если вас заставляют пить вино — пейте внешне, но не проглатывайте, если это возможно; если заставляют поклоняться кресту или иконам — делайте земной поклон, но в сердце обращайтесь к Аллаху; если заставляют есть свинину – ешьте, но мысленно произносите «Бисмиллях» и просите у Аллаха прощения. Главное – сохранить веру в сердце и не произносить слова неверия по своей воле.
2. Это был первый в истории случай массового применения принципа «такыйя» в маликитском мазхабе.
До этого шииты активно использовали такыйю (сокрытие веры ради спасения жизни), но в суннитском маликитском мире Андалусии и Магриба это считалось крайне спорным. Ахмад аль-Вахрани опирался на аяты Корана (16:106, 3:28) и хадисы, доказывая, что принуждение снимает грех с вынужденных действий.
3. Фетва распространялась тайно в переплетах книг и даже вшитая в одежду
Копии фетвы переписывались от руки и переправлялись в Гранаду через торговцев и беглецов. Один из сохранившихся экземпляров был найден в XIX веке вшитым в подкладку старого кафтана.
4. Ее автор сам был андалусцем, бежавшим из Валенсии.
Ахмад ибн Аби Джума родился в Маграве (около Валенсии), получил образование в Гранаде и Тлемсене, а после падения Гранады эмигрировал в Алжир. Он лично знал многих из тех, к кому обращалась фетва, и писал ее со слезами на глазах – об этом сообщают его ученики.
5. Испанская инквизиция объявила фетву «самым опасным документом для христианства в Испании».
Когда в 1567 году инквизиторы нашли несколько копий, они писали королю Филиппу II, что этот текст «хуже, чем сам Коран», потому что он позволяет мусульманам притворяться христианами десятилетиями и воспитывать детей в тайной вере.
6. Фетва действовала более 100 лет.
Благодаря ей мориски сохраняли ислам втайне до трагического изгнания 1609–1614 годов. Даже в Северной Африке потомки морисков до сих пор помнят: «Наши предки выжили благодаря фетве аль-Вахрани».
Деревня в Андалусии, Испания. Фото: GreensandBlues / elements.envato.com.
• Произносить слова крещения и ходить в церковь – если существует угроза смерти.
• Креститься, носить крест, менять имя на христианское.
• Пить вино и есть свинину под принуждением.
• Поклоняться иконам и статуям внешне, но мысленно обращаться к Аллаху.
• Отказаться от омовения, поста в Рамадан и намаза, если это невозможно выполнять тайно.
• Жениться по христианскому обряду и крестить детей – но учить их исламу тайно, когда подрастут.
При этом автор фетвы подчеркивал: как только исчезнет принуждение – немедленно вернуться к полному соблюдению шариата.
Оранская фетва – это яркий пример того, как исламские ученые в самые темные времена искали пути сохранения уммы, а не ее уничтожения. Она учит нас, что вера – это прежде всего то, что в сердце, и что Аллах судит человека по его намерениям, а не по тому, что он вынужден делать под угрозой смерти.
Дамир Гайнутдинов