Нравы эпохи неведения (джахилийи). Часть 2

Богатство дано людям на временное пользование, и они несут за это ответственность. Поэтому имущество нужно использовать на истинном и правильном пути, который указал Создатель, чтобы достичь Его довольства. Необходимо оказывать помощь всем сотворённым существам — это и означает служить Всевышнему. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) повторял: «Дающая рука выше руки берущей» (Бухари, «Васая», 9; Муслим, «Закят», 97). Однако необходимо иметь намерение раздавать закят и садака ради Аллаха. Нельзя гордиться этим поступком или преследовать мирские цели. В Священном Коране есть обращение ко всем людям: « [и говорят]: «Мы даём пищу, только чтобы угодить Аллаху, и не хотим от вас ни вознаграждения, ни благодарности» (Сура «аль-Инсан», 76 / 9). Коран советует поступать и действовать именно таким образом.

Ислам запретил ростовщичество. Таким образом в обществе людей благоденствия ни единый кусок барана, зарезанного для угощения, не оставался неиспользованным. Как-то раз кусочек мяса, который один человек предпочёл отдать другому, прошёл через семь рук, через семь семей, сопровождаемый чувством заботы и сострадания, и вернулся обратно к тому, кто отдал его в первый раз.

Жизнь в пустыне воспитала в человеке периода невежества грубую силу и неограниченную свободу. Эти люди не признавали никаких авторитетов, они находили способ противоречить любым лидерам. По этой причине в этом обществе не существовало какой-либо правовой системы: все споры решали выбранные наспех судьи или же стороны применяли грубую силу и оружие. Ислам выступил против мысли о неограниченной свободе отдельной личности или группы. Коран объявил о том, что верующий раб намного ценнее свободного мушрика, и это знание вывело их из терпения: «Не женитесь на многобожницах, пока они не уверуют. Несомненно, верующая невольница лучше [свободной] многобожницы, если даже та и нравится вам. Не выдавайте [дочерей] замуж за многобожников, пока они не обратятся в веру. И, конечно, верующий раб лучше [свободного] многобожника, хотя бы он и нравился вам. Многобожники зовут к адскому огню, а Аллах зовёт вас в Рай и к прощению со Своего соизволения и разъясняет Свои аяты людям, — может быть, они поразмыслят» (Сура «аль-Бакара», 2 / 221).

Поэтому наибольшее сопротивление Исламу было оказано со стороны представителей свободных и знатных, состоятельных сословий. Они сообщили Пророку (салляллаху алейхи ва саллям), что могут сесть за стол переговоров, если он отгонит от себя рабов и слабых. Но Всевышний Аллах категорически запретил это делать: «Так терпи же вместе с теми, которые утром и вечером взывают к Господу своему, истово молят о Его благоволении. Не отвращай своего взора от них, стремясь к благам этого мира, не повинуйся тем, чьи сердца по Нашей воле в небрежении [своём] не поминают Нас, кто следует своим низменным страстям и далеко преступает [границы дозволенного]» (Сура «аль-Кахф», 18 / 28).

Исламское право стало рассматривать любой спор с точки зрения духовности. Коран поставил человека в такие условия, что он сам ограничивал свою свободу, обращаясь к совести. В аятах говорится: «Мы, воистину, создали человека и ведаем о том, что нашёптывает ему его душа, и Мы более близки к нему, чем ярёмная вена» (Сура «Каф», 50 / 16); «О, неужели не знают они, что Аллаху ведомо и тайное, и явное их?» (Сура «аль-Бакара», 2 / 77); «Он — Аллах на небесах и на земле! Знает Он и тайное ваше, и явное. Знает Он то, что вы совершаете» (Сура «аль-А'нам», 6 / 3).

Истинный мусульманин обязан взять под контроль своё поведение, все намерения и помыслы. Эта мысль произвела глубокую и быструю трансформацию в душе, жизни и системе ценностей человека эпохи джахилии. Возникшие разногласия разрешались уже не применением грубой силы, а обращением к законам Ислама. Таким образом, все мусульмане осознали необходимость следовать указаниям Всевышнего, Его Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и носителям власти среди вас. Если же у вас тяжба о чём-нибудь, то возлагайте её решение на Аллаха и Посланника, если вы веруете в Аллаха и в Судный день. Так будет лучше и благоприятнее по исходу» (Сура «ан-Ниса», 4 / 59).

В период джахилии взаимопомощь не распространялась дальше представителей своего племени. Чем отдалённее было кровное родство, тем жёстче и непримиримее становилось отношение к другим. Люди имели ценность в зависимости от того, насколько могли быть полезны. Отнять имущество у других не считалось зазорным, и не было никаких границ и законов, чтобы удержать людей от этого деяния. Ислам изменил понимание взаимопомощи, освободил от ограниченности только родом и племенем и указал на то, что помощь должна осуществляться ради Всевышнего с чувством любви и милосердия. Ислам научил людей смотреть друг на друга глазами братьев (Бухари, «Адаб», 27).

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle