Второй праведный халиф Умар Фарук (р.а.) был одним из выдающихся сахабов и могущественным халифом ислама. Он был известен своей силой и особыми способностями еще до прихода ислама на Аравийский полуостров.
Как последователь пророка Мухаммада (с.а.в.), он сыграл существенную роль в распространении ислама. Его реформы в качестве второго халифа ислама были настолько важными, что его преобразования по-прежнему являются руководством в делах управления многих государств.
Поэтому Умар (р.а.) известен не только тем, что расширил территорию ислама, но и осуществил жизненно важные реформы для увеличившегося мусульманского государства.
При втором халифе ислама территория исламского государства значительно расширилась, и благодаря этому с новых территорий были получены большие доходы.
Например, Абу Хурра (р.а.), являясь наместником Бахрейна, отправил 500 дирхемов в качестве дохода в Медину. Чтобы решить, на что потратить эти деньги, халиф Умар (р.а.) собрал Совет (Шура) из видных мусульман.
В конце концов, было решено создать в Медине Центральное казначейство, известное как Байт-уль-Мал. В рамках этого учреждения государственные доходы направлялись на нужды государства, поддержку общественного благосостояния, борьбу со стихийными бедствиями и засухой.
Желая привести в порядок систему управления огромного государства, халиф Умар (р.а.) создал учреждение под названием «Диван», который вел записи всех важных государственных дел, в результате чего был создан государственный архив.
Также одной из главных обязанностей Дивана было справедливое распределение доходов из новых завоеванных земель.
В сунне Пророка (с.а.в.) огромное значение занимает справедливость. Несправедливое отношение к другим является одним из самых распространенных грехов.
В Медине халиф Умар (р.а.) лично рассматривал судебные тяжбы и стал среди мединцев олицетворением справедливости. Халиф Умар (р.а.) создал независимую судебную систему, чтобы обеспечить быстрое и справедливое правосудие для простых людей.
Своим наместникам и судьям он подготовил основные правила судопроизводства на основе исламского учения.
Основная цель судебной власти – принимать решения независимо от статуса человека. Религиозным меньшинствам было разрешено решать свои споры в соответствии со своими законами.
До правления халифа Умара (р.а.) у мусульман не было единого календаря. Некоторые вели отчет времени от рождения Пророка (с.а.в.), некоторые – от его смерти, а другие – от переселения из Мекки в Медиду.
Именно при халифе Умаре (р.а.) отчет времени стал вестись от Хиджры – переселения Пророка (с.а.в) из Мекки в Медину. Это решение было принято после совета с другими сахабами.
Большинство склонялось к тому, что именно это событие является отправной точкой ислама, и оно достойно быть началом для отчета календаря. Введение единого календаря также положительно сказалось на управлении государством.
Во времена правления халифа Умара (р.а.) территория государства стала сильно увеличиваться. В этот период были полностью завоеваны земли Сирии, Египта и Ирака. Это привело к необходимости учета новых земель.
Таким образом, при халифе Умаре (р.а.) начался кадастровый учет земель. Этот вопрос он поручил сахабам Усману бин Хунайфе и Хузайфе бин аль-Йемени (р.а.).
Это был первый кадастровый учет в истории ислама. Благодаря ему в Халифате были выявлены пригодные для сельского хозяйства земли, например, в регионах Севад и Джабаль было найдено огромное количество плодородных земель.
Наводить порядок на новых завоеванных землях было трудной задачей. Халиф Умар (р.а.) понимал всю сложность этого дела. Было необходимо, чтобы новое немусульманское население продолжало обрабатывать землю, заниматься ремеслом и торговлей. Поэтому были введены особые налоги: джизья и харадж.
Харадж был впервые введен именно во времена халифа Умара (р.а.) на землях Сирии, Египта и Ирака. Этот налог платили немусульмане-земледельцы данных регионов, которые хотели продолжать заниматься сельским хозяйством.
А джизья являлась подушной податью для немусульман. От нее освобождались женщины, старики, инвалиды, нищие, рабы и монахи.
Умар (р.а.) очень дорожил единством мусульманской общины. Одним из важных шагов в этом направлении стала традиция совершать таравих-намазы джамаатом в мечети.
Во времена Пророка (с.а.в.) таравих-намаз не всегда совершался джамаатом в мечети. Впервые эта традиция была введена во время месяца Рамадан в 14-м году Хиджры.
Халиф Умар (р.а.) попросил Убая бин Каба (р.а.) возглавить таравих-намазы. Таким образом, берет свое начало один из красивейших обычаев месяца Рамадан, который является его украшением, а также объединяет всех мусульман.
Халиф Умар (р.а.) всю свою жизнь старался быть справедливым. Однажды он узнал, что в других странах с мусульманских торговцев требуют уплатить пошлину в размере 1/10 от стоимости товара.
Ради справедливости он приказал ввести в Халифате аналогичный налог для иностранных купцов. Таким образом и мусульмане, и иностранные торговцы стали чувствовать себя равными.
Большие территории требовали строительства новых городов. При халифе Умаре (р.а.) были разработаны правила градостроительства, которые в том числе определяли размеры домов, площадей и улиц.
Так, при строительстве городов Куфа и Бастра в домах предписывалось иметь не более 3-х комнат и не разрешалось строить высокие дома.
В новых городах обязательно были предусмотрены кварталы для арабских переселенцев. Ширина главных улиц должна была составлять 24 метра, средних – 18 метров, а малых – 4 метра.
Во времена правления халифа Умара (р.а.) армия была признана отдельным ведомством. Халиф установил солдатам жалованье и специальные надбавки.
Были построены отдельные военные поселения, предоставлено хорошее военное оснащение и оружие. Военные тренировки проводились регулярно, чтобы быть готовыми к войне с неверными.
Это были самые существенные реформы при халифе Умаре (р.а.). Однако были и другие важные преобразования, введенные Умаром (р.а.), такие как почтовая система, налогообложение земель и регулирование общественного благосостояния.
Умар (р.а.) был гениальным государственным деятелем, который заложил успех мусульманской системы правления на многие века.