Межконфессиональные отношения по примеру Пророка Мухамада (мир ему): правда и вымысел

Читайте также: Имя, которое пророк Мухаммад (мир ему) считал самым ужасным

И вот еще один мотив, объединяющий представителей обеих групп: «Не водите дружбы с теми, кто издевается и насмехается над вашей религией, будь они из получивших Писание до вас или из многобожников» (5:57). Именно о такого рода вражде к вере, а не просто о ее неприятии речь идет в кораническом наставлении: «Среди уверовавших в Бога и Судный день не найдешь ты людей, кто был бы дружелюбен к враждующим с Богом и Посланником Его, если даже отцы это их, сыновья или родственники» (58:22).

Отсюда ясно, что указанные предостережения Корана носят частный, а не общий характер, никак не распространяются на всех без исключения иноверцев. Ведь даже в отношении многобожников Коран заповедует: «Но Бог не запрещает вам явить дружелюбие и справедливость к тем, кто не сражался с вами из-за веры, не изгонял вас из жилищ ваших, – воистину любит Он справедливых!» (60:8).

Что касается иудеев, христиан и «людей Писания» вообще, то Коран идет еще дальше, дозволяя мусульманам родниться с ними, брать их женщин в супруги (5:5). А брачный союз, как указывает айат 30:21, призван утвердить дружелюбие (мавадда)! Еще один пример некорректной апелляции к священным текстам, при которой игнорируется и контекст, и общий миролюбивый дух коранического послания, связан со словами Пророка: «Не приветствуйте иудеев или христиан первыми!» (Сахих Муслим №2167).

Этот хадис отражает напряженные отношения между мусульманами времен Пророка и мединскими иудеями. Наряду с ним передают и о наставлении Пророка на приветствие его со стороны «людей Библии» отвечать словами: «И вам!» (Сахих аль-Бухари №6258 и Сахих Муслим № 2163). 17 Дело в том, что при встрече с Пророком или с его последователями некоторые иудеи, вместо слов ас-саляму ‘аляйкум («Мир вам!»), скороговоркой произносили близкие по звучанию ас-саму ‘аляйкум («Смерть вам!»).

Поэтому Пророк и рекомендовал реагировать соответствующим образом (Сахих аль-Бухари №2935, 6257, 6926 и Сахих Муслима № 2164-2165). Как передают, именно такой недружественный поступок мединских иудеев подразумевается в айате: «Приходя, они приветствуют тебя не как предписано Богом» (58:8).

Сообщают также, что заповедь Пророка не быть инициатором приветствия относится к вполне частному случаю – к походу мусульман против иудеев-курайзитов на пятом году хиджры (Сунан Ибн-Маджи № 3699; Муснад Ибн-Ханбаля № 16844, 17584, 26693). И вполне понятно, что в условиях войны мирное приветствие салям было бы неуместно. Значит, указанную заповедь подобает ограничить военным временем, относя ее лишь к сражающимся/враждующим против мусульман.

Фанатики же запрещают мусульманам инициировать приветствие-салям при встрече с иноверцами, а некоторые из них запрещают любое приветствие в адрес иноверцев, даже если оно не включает в себя слово «салям/мир». Есть среди них и такие, кто не желал, чтобы иноверцы обращались к нему приветствием-салямом, поскольку он должен, как это требует айат 34:68, отвечать «более благообразным приветствием или хотя бы таким же».

Несколько смягчая позицию, порой предлагают такое решение: к невраждебным иноверцам можно обращаться приветственными формулами, которые не включают в себя слово «салям/мир» – например, «Здравствуйте!», «Добрый день!».

Вместе с тем, все эти установления противоречат фундаментальным заповедям Корана и Сунны, которые не дают никакого повода для подобных ограничений в отношении приветствия-саляма.

Ибо, во-первых, на вопрос одного из сподвижников Пророка (мир ему) о наилучшем выражении исламской веры Пророк (мир ему) сказал: «Угощать и приветствовать (такра’ ас-салям) как знакомцев, так и незнакомцев» (Сахих аль-Бухари №12 и Сахих Муслима №39).

Во-вторых, при вхождении в жилище айаты 24:27 и 24:61 требуют приветствовать его обитателей. И такое наставление не касается только домов мусульман или только жильцов-мусульман. По логике радикалов, мужу-мусульманину, вступающему даже в жилище своей жены-христианки, запрещается воздать ей приветствие – салям!

В-третьих, пожелание мира-саляма Писание рекомендует адресовать даже язычникам, позволяющим себе грубости в отношении правоверных/мусульман (например, 25:63; 28:55; 19:47). К этому можно добавить коранические заповеди призывать людей к Богу «словом мудрым и увещеванием добрым» (16:125), вести с приверженцами Библии «только наиблагообразнейший диалог» (29:46), а также Божье дозволение «явить дружелюбие» тем язычникам, кто не сражался с мусульманами из-за веры (60:8).

Именно в свете таких дружелюбных заповедей ряд видных представителей первых веков ислама не поддерживали установки, исходящей из расширительного толкования хадиса «Не приветствуйте иудеев или христиан первыми!». К таковым относятся, в частности,

- сподвижники Пророка Ибн-Масуд, Абу-ад-Дарда и Фадала ибн Убайд, «имевшие обыкновение первыми воздавать приветствие-салям даже многобожникам (ахль аш-ширк)»; о том же Ибн-Масуде рассказывают, как к нему по пути присоединились некоторые христиане, которые позже отделились, и сподвижник Пророк воздал им салям, а на замечание спутника, что те – иноверцы, он воскликнул: «Ведь мы были попутчиками, это же обязывает!»; 19

- сподвижник Пророка Абу-Умама аль-Бахили, который «какого бы мусульманина, иудея или христианина ни встречал, первым тому воздавал салям», а в обоснование ссылался на повеление Пророка распространять (ифша’) салям; с его слов передают и следующий хадис: «Воистину Бог (Всевышен Он и всеславен!) установил салям в качестве и приветствия (тахийя) для нас, и [знака] безопасности (аман) для наших покровительствуемых (зимма)!» (аль-Байхаки, Шуаб. Т.11. С. 185);

- сподвижник Пророка Ибн-Аббас, отправивший кому-то из людей Библии письмо со словами: «Мир тебе!»; 

- сподвижник Пророка (мир ему) Абу-Хурайра, который первым приветствовал иудея, а когда тот ответил на приветствие, Абу-Хурайра вознес молитву о преумножении ему имущества и потомства;

- и другие. В заключение важно указать, что сам хадис «Не приветствуйте иудеев или христиан первыми!» передан со слов Сухайля ибн Абу-Салиха (ум. 138 х.), которого ряд хадисоведов (в частности, аль-Бухари и Яхья ибн Маин) считали малонадежным.

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle