Ризаэтдин Фахретдин: реальная дата рождения, предки и происхождение (Фото)

Фотография. Ризаэтдин Фахретдин с женой Нуржамал во время утреннего чаепития. Уфа. Источник госкаталог.рф

Фотография. Ризаэтдин Фахретдин с женой Нуржамал во время утреннего чаепития. Уфа. Источник госкаталог.рф

В эти дни мы отмечаем 164 года со дня рождения видного татарского богослова Ризаэтдина Фахретдина. Хотя 16 января это лишь официальная дата его дня рождения.

Сам Ризаэтдин хазрат в своей автобиографии писал, что родился на рассвете в среду 1275 года 7 дня месяца джумадуль-ахира по хиджре, что приходится на 31 декабря 1858 года по юлианскому календарю.

Если это перевести на используемый нами григорианский календарь, то получится, что на самом деле Ризаэтдин Фахретдин родился 12 января 1859 года.

По словам самого богослова через пять дней после его рождения, он был записан в метрической книге под номером 3, где была указана дата 4 января 1859 года (по юлианскому календарю). Если переводить на григорианский календарь, то получится 16 января 1859 года.

Слова Ризаэтдина хазрата подтверждаются исследователями, которые нашли и изучили данную метрическую книгу. Такие погрешности в днях рождениях великий людей встречаются часто и требуют отдельных исследований и исправлений.

Это интересно: Как татарское село в Сибири связано с сыном Ризаэтдина Фахретдина?

Открытка. Р. Фахреддин в редакции журнала "Шура". Из комплекта "Мемориальный музей Ризаэтдина Фахретдинова". Источник госкаталог.рф

Открытка. Р. Фахреддин в редакции журнала "Шура". Из комплекта "Мемориальный музей Ризаэтдина Фахретдинова". Источник госкаталог.рф

Таким образом Ризаэтдин Фахретдин на самом деле родился 12 января 1859 года в деревне Кичучатово Бугульминского уезда Самарской губернии (ныне Альметьевский район Республики Татарстан).

Полное имя Ризаэтдина хазрата включая его десяти предков по мужской линии Ризаэтдин бин Фахретдин бин Сайфутдин бин Субханкул бин Бикмухаммад бин Юлдаш аш-Ширдани аль-Асыл бин Ишкай бин Тумкай бин Янгилде бин Кайбула бин Курмаш.

Долгое время шел спор об этнической принадлежности Ризаэтдина хазрата между татарскими и башкирскими историками, так как большое количество населения юго-востока современного Татарстана в свое время числилось в тептярском и башкирском сословии.

В дореволюционной России население делилось властью прежде всего на сословия и конфессиональные группы, а не народности (национальности).

Ризаэтдин Фахретдин со своей семьей: жена Нуржамал, (слева) сыновья Габдрахман, Габдрашит, Габделахат, Сагыйт и дочь Зайнап. Уфа. Источник госкаталог.рф

Ризаэтдин Фахретдин со своей семьей: жена Нуржамал, (слева) сыновья Габдрахман, Габдрашит, Габделахат, Сагыйт и дочь Зайнап. Уфа. Источник госкаталог.рф

В метрических книгах, ревизских сказках и других официальных документах прежде всего указывалась сословная принадлежность человека.

Среди мусульман Поволжья и Урала в XVIII–XIX вв. были распространены такие сословия, как ясачные татары, служилые татары, мещеряки, башкиры, новобашкиры, тептяри, казаки и др.

В зависимости от сословия менялись налоги и повинности человека перед государством. Ризаэтдин хазрат принадлежал к тептярскому сословию, есть также документы, где он указан в башкирском сословии.

Карл Вильгельм Миллер в конце XVIII века дал следующее определение сословию тептяр:

Тептяр слово татарское, и значит такого человека, который не в состоянии платить подушных денег. Оно пригодилось для основателей, которая в половине шестнадцатого столетия, по случаю причиненного царем Иваном Васильевичем Казанскому царству разрушением, собралась из черемис, чуваш, вотяков и татар на Урале, а особливо в составляющей Башкирию и к Уфимской провинции принадлежащей оного части, и весьма стала многолюдна. Сии люди, употребляя разные по не одинаковой своей природе языки, а от части и в вере, перемешались, исключая татар, так, что иногда и нарочито трудно дознаваться, от какого происходят они племени.

Читайте книги: Издательский дом «Хузур» переиздал книгу известного татарского богослова Ризаэтдина Фахретдина «Благонравная жена»  («Тәрбияле хатын») на русском и татарском языках. Данную книгу вы можете приобрести в интернет магазине: huzurshop.ru

Фото: ДУМ РТ

Фото: ДУМ РТ

Татарский этнограф Гайнуддин Ахмеров, одним из первых в 1908 году написавший научный труд о тептярях, приводит такое описание:

Тептяри делятся по национальностям на тептярей-татар, тептярей-черемис и тептярей-вотяков. Прочих инородцев, а также и русских, в числе тептярей не находится. … Тептяри делятся также и по вероисповеданиям — на мусульман и не мусульман. К первой группе относятся тептяри-татары, ко второй — язычники черемисы и вотяки. Вся масса тептярей-мусульман говорит татарским языком, близким к наречию казанских татар. По языку, наружности и обычаям они составляют тюркский элемент и ничем не отличаются от казанских татар. Внешний быт тептярей (постройки, костюм, утварь, пища и др.) тоже татарский… …сами тептяри называют себя или новыми башкирами, или же просто татарами…

Согласно утверждениям самого Ризаэтдина хазрата его предки раньше жили на Горной стороне в деревне Ширданы Свияжского уезда Казанской губернии. Сейчас это село Большие Ширданы Зеленодольского района. Его прадед Юлдаш, убегая от насильственного крещения, был вынужден с семьей бежать на восток.

В результате он основал деревню Кичучатово, в которой родился богослов. Она также имеет второе название Юлдаш, в честь своего основателя.

Ризаэтдин Фахретдин в молодости. Уфа, 1891 год. Источник госкаталог.рф

Ризаэтдин Фахретдин в молодости. Уфа, 1891 год. Источник госкаталог.рф

Данные утверждения Ризаэтдина хазрата подтверждаются современными исследованиями. Так в Российском государственном архиве древних актов был найден список с «Переписной книги писца Ивана Аничкова с 1646 по 1652 годы. Мурзы и татары». Согласно ему в деревне Большие Ширданы упоминаются Янгилда Кайбулин и сын Янгилды – Темяшко Янгилдин.

Основываясь на этом, можно точно сказать, что род Ризаэтдина Фахреддина происходит из этнических татар. Но в то же время нужно отметить, что сам Ризаэтдин хазрат не любил использовать название «татары», а вместо этого предпочитал использовать определение «казанские тюрки».

Так как в эти дни мы также отмечаем день рождение еще одного видного татарского богослова – Шигабутдина Марджани, хочется закончить его словами о Ризаэтдине Фахретдине. Марджани хорошо разбирался в людях и сразу примечал одаренных имамов.

Когда в руки Марджани попал один из трудов тогда еще совсем молодого Ризаэтдина Фахретдина, он его высоко оценил и сказал: «Этот молодой человек подает большие надежды. Если продолжит начатый путь, сделает много полезных дел». И как мы видим, Марджани оказался прав…

Использованные источники:
1. Ахмеров Г. Тептяри и их происхождение. — Казан: Хәтер, 2000. — С. 301—320.
2. Миллер Карл Вильгельм. «Описание всех в Российском государстве обитающих народов..» Часть первая. О народах финского племени. - С-П, 1776. - Пер. с немецкого. 
3. Ризаэддин Фахреддин. Асар. 3 һәм 4 томнар. — Казан: Рухият, 2010. — С. 364 (на татарском языке).
4. Роднов М.И. Семья Р. Фахретдинова по материалам земской переписи 1900–1901 гг. // Проблемы башкирской, татарской культуры и наследие
5. Ризаэтдин Фахретдин: Фәнни-биографик җыентык. Казан. 1999.
6. Список с перечневой книги писма Ивана Аничкова с 155 по 160 год (1646-1652 гг.). Мурзы и татары. (РГАДА, ф.1209, оп.1, д.433).

Социальные комментарии Cackle