Египетский поход Наполеона Бонапарта в 1798–1801 годах стал важной вехой во взаимоотношениях Европы и арабо-османского мира в Новое время. Эта экспедиция положила начало открытому колониальному противостоянию европейских держав на территории Ближнего Востока и Северной Африки.
Завоеванием Египта французы преследовали две основные цели: первая цель заключалась в создании богатой колонии, а вторая в нанесении болезненного удара своему извечному врагу – англичанам, так как стратегическое расположение Египта позволяло легко напасть на Британскую Индию.
В те годы несмотря на то, что правителями Египта являлись османские султаны, реальная власть принадлежала мамлюкам. Мамлюками называли особый слой белых невольников из Кавказа и Балкан, которых покупали на невольничьих рынках специально для несения военной службы. Эта традиция уходит вглубь веков и берет свое начало с эпохи Фатимидов. В середине XIII века мамлюкам удалось захватить власть в Египте. Они правили страной плоть до 1517 года, когда Египет был завоеван османами.
Православный Афон и османские султаны: о чём говорят найденные документы?
Однако после завоевания Египта османы сохранили военную систему мамлюков и продолжили закупать белых невольников для нужд новой провинции. В XVIII веке центральная власть султана стала ослабевать, и мамлюки практически создали свои органы власти, параллельные с османскими, превратившись в реальных правителей Египта.
Наполеон объяснял военную экспедицию в Египет двумя причинами. Согласно первой причине, миссия французов якобы заключалась в том, чтобы избавить египтян от ненавистного правления мамлюков, которые принесли местному населению лишь притеснения, деспотизм и неумелое правление. Таким образом французы помогали местным арабам свершить революцию наподобие французской. Она должна была избавить Египет от варварства и принести прогресс.
Согласно второй причине, Наполеон утверждал, что французы ни в коем случае не враждебны исламу и его Пророку ﷺ. Их цель заключалась не в противодействии мусульманам, а их поддержке.
Особый интерес вызывает первое воззвание Наполеона к египтянам. В нем Наполеон подчеркивал, что не нужно верить клеветникам, которые утверждают о его намерении уничтожить ислам. Он утверждал, что хочет лишь восстановить права местного населения отобрав власть из рук угнетателей-мамлюков, и таким образом он больше, чем они служит Богу, почитает пророка Мухаммада ﷺ и Священный Коран.
Наполеон даже заявил, что французы являются истинными мусульманами, так как они захватили Рим и разрушили папский престол, призывавший христиан к войне с исламом, а также изгнали из Мальты рыцарей, утверждавших, что Всевышний повелел им сражаться с мусульманами.
Поэтому, опираясь на речи и письма Наполеона и ряд других фактов, его стали представлять серьезным «почитателем», а иногда и «защитником» ислама. В народе появились слухи, что он якобы принял ислам, как это сделал один из его генералов – Жак-Абдулла Мену.
Османские истории: особенности турецкого завтрака
Однажды Наполеон признался, что он только обдумывал идею стать мусульманином. Но он хотел сделать это, чтобы вызвать у мусульман еще больше уважения, и чтобы они с большей готовностью подчинялись ему. Поэтому его слова и намерения, связанные с исламом и мусульманами, не были столь искренними. Но в то же время Наполеон Бонапарт открыто признавал, что в политическом плане французы хотят быть близкими к мусульманам, и что как нравственно, так и интеллектуально он лично «уважал Магомета, их пророка, что было правдой; и уважает его даже сейчас».
Основываясь на эти факты, биографы и другие исследователи Наполеона утверждают, что он с уважением относился к исламу и пророку Мухаммаду ﷺ, однако не принимал ислама. Речи Наполеона были неким способом для манипуляции людьми, так как в своих стремлениях к успеху он был готов на многое.
В результате Египетский поход французов длился три года и с военной точки зрения оказался неудачным. Однако он имел большое значение на дальнейшие взаимоотношения Европы и арабо-османского мира. После этой экспедиции в Европе снова возрос интерес к исламу и Востоку.
Мухсин Нурулла
На основе исследований доктора Спахич Омера (боснийский мусульманин) доцент Международного исламского университета Малайзии (IIUM)